24 неделя по Пятидесятнице (08.12.2013)

Апостол Андрей Первозванный

clip image002

 

clip image003

 

Тропарь иконе Божией Матери «Знамение»

Яко необоримую стену и источник чудес / стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя: / мир граду Твоему даруй // и душам нашим велию милость.

 

Об исцелении скорченной

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

clip image005Однажды Господь и Спаситель наш Иисус Христос в день субботний молился в синагоге. Среди прочего народа Он видит женщину, которая в течение 18 лет страдает от тяжкого заболевания. Господь подходит к этой женщине и совершает её исцеление. Начальник синагоги, не смея сделать замечание Спасителю, обращается к находящимся в синагоге людям: «Разве в субботний день необходимо совершать исцеление? Неужели для этого нет других дней?» В ответ Господь говорит ему: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк.13:15-16).

Мы не можем не изумляться милосердию и состраданию, которые Христос проявлял ко всем окружающим людям. Но обратим внимание на слова, которыми Господь обличает начальника синагоги – Он называет его лицемером. Говоря о ныне продолжающемся Рождественском посте, мы неоднократно размышляли о его значении. И сегодня Святая Церковь, научая нас, как мы должны относиться к посту, предлагает нам именно это евангельское чтение. Потому что и мы с вами очень часто, подобно этому начальнику синагоги, лицемерно совершаем постное поприще. Подчас мы стараемся отцедить комара, не задумываясь над тем, что верблюда целиком проглатываем. Мы боимся оскоромиться, но при этом забываем о любви и милосердии, о том, что, стремясь служить Богу, нам необходимо стремиться служить окружающим людям. Обратите внимание, как Господь сострадает и с любовью относится к каждому человеку. И нам также необходимо проявлять любовь и сострадание, и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

И еще на один момент хотел бы обратить внимание. Женщина тяжко страдает от своего недуга в течение 18 лет. Это достаточно продолжительное время. Чудо её исцеления, которое совершает Господь, было совершенно в конце Его земного служения, то есть о Христе уже очень многие знали. Вероятно, и эта женщина знала, что Он является величайшим Чудотворцем. Но она смиренно стоит и ни о чём не просит Христа. Кто-то может сказать: «Наверное, она не верила во Христа как в чудотворца». Но если бы она не верила, Христос не совершил бы чуда её исцеления. Тогда почему она так странно себя ведет, почему не подходит ко Христу, а Он Сам идет к ней? Потому что она целиком и полностью доверяла Промыслу Божию.

Как это не похоже на нас. Как мало мы верим и доверяем своему Богу! И случись что-либо неприятное в нашей жизни - сколько ропота, недовольства, сожаления о том, что Господь невнимателен к нам и не заботится о нас. А эта женщина верила в то, что всё ниспосылается Богом человеку для его пользы. Она понимала, что болезнь послана ей для её блага и спасения. Господь никого не наказывает и всех любит, и если Он попускает какие-то скорби, как попустил дьяволу войти в эту женщину, то этим Он направляет на путь спасения. Вот чему научает нас пример этой евангельской женщины: во-первых, доверию Богу, во-вторых, терпению и смирению. «Претерпевший же до конца спасется». (Мф.24:13).

И еще один урок. Начальник синагоги по должности своей хорошо знал заповеди. И многие находящиеся там люди также хорошо их знали в отличие от нас с вами. Вот задай сейчас вопрос: что это за заповедь, откуда она и какая по счету? – и не каждый даже здесь в храме находящийся правильно ответит. А это четвертая заповедь дикалога пророка Божия Моисея. Всего заповедей десять. И нам необходимо знать эти заповеди для того, чтобы правильно регламентировать и направлять свою жизнь. Надо наизусть выучить эти заповеди. И если кто-то этого еще не сделал, поставьте себе задачу: в оставшееся постное время до праздника Рождества Христова выучить их.

Дай Бог, чтобы все эти уроки были для нас полезными и спасительными. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2009г

Апостол Андрей Первозванный

clip image006Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата святого апостола Петра (Ин. I, 35 - 42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. 

После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. 

На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские clip image008Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры.

Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол.

С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались.

Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (+ 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. 

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея.

http://www.diveevo.ru/2/0/1/2658/

ПРОРОК НАУМ. ПАДЕНИЕ НИНЕВИИ

«Пророчество о Ниневии; книга видений пророка Наума Елкосеянина. Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе»(Наум 1:2).

Так начинается послание  пророка Наума. Бог ревнует о тех, кого Он любит, и поэтому мстит нечестивым. Во гневе Он уничтожает врагов Своего народа. Бог медлен на гнев, но сила гнева Его велика, и могущество Божие безгранично. Пророк Наум пишет о Ниневии, олицетворяя этим городом всех врагов Господа и Божьего народа.

«Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление...» (Наум 1:9),«Всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию» (пр. Наум 1:8). Ко времени пророчеств Наума народ Иудеи уже многократно ощущал на себе наказание от руки Господа. Но пророк возвещает благо народу Божиему: «Тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать» (пр. Наум 1:12).

Царю же Ассирии объявлено, что его династии пришел конец.

«Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении» пр. Наум 1:14).

Итак, судьба Ассирии предрешена, и сыны Божии могут радоваться.

Так заканчивается 1 -я глава Книги пророка Наума. В книге всего три главы, и поэтому пророка Наума относят к числу малых пророков. Разбирая книгу пророка, мы всегда стараемся прояснить исторические условия времени написания ее и найти в послании пророка те вечные истины, которые обогатят нас новым духовным опытом и помогут в нашем христианском хождении пред Богом.

Пытаясь восстановить историческую обстановку, мы легко обнаружим, что пророк возвращает нас к стране служения другого пророка, Ионы. Богословы полагают, что в 785 году до Р.Х. Иона был послан в Ниневию и проповедовал для огромного города. Мы знаем, что жители города вняли словам Ионы и раскаялись. Однако через шестьдесят лет после этого те же ассирийцы захватили Северное царство, Израиль, и его столицу, Самарию. Десять колен, или племен, Израиля были угнаны в плен. Еще через шестьдесят лет ассирийцы, с невиданной жестокостью порабощая многие народы, установили свою империю, построенную на крови многих людей. И вот в это время Бог дает Своему пророку видение о великом городе, столице могущественной империи; видение, которое говорит о падении Ниневии.

История античных времен, свидетельствует, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. Когда пророк Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным. Ниневия была построена при слиянии двух рек. Город был настолько хорошо укреплен, что бытовала поговорка: Ниневия может пасть, только если река обернется вспять, против города. Интересно заметить, что пророчество Наума говорит как раз о том, что речные ворота впустят в город врага, дворец будет разрушен и город падет. Предсказания пророка исполнились в точности спустя 23 года.

Пророк Наум не упоминает в своей книге имен царей, которые позволили бы точно определить время жизни пророка. Однако мы знаем, что Самария и Израиль были захвачены в 663 году до Р.Х., а Ниневия пала в 607 году до Р.Х., и пророк Наум должен был написать свою книгу где-то в промежутке между этими двумя событиями, Поэтому богословы согласились датировать Книгу  пророка Наума приблизительно 630 годом до Р.Х. В этом случае Наума следует считать современником пророков, предсказывавших, подобно Исаие, вавилонское пленение Иудеи, и современником благочестивого царя Езекии.

clip image010Относительно же того, откуда родом был пророк Наум и где он жил, существует две гипотезы. Наум был Елкосеянин. Недалеко от Ниневии был небольшой город Елкос, и часть ученых полагает, что этот город и был местом жизни пророка. Однако на севере Галилеи располагался город Капернаум. Этот город иногда называют городом Иисуса Христа. Иисус Христос, конечно, вырос в Назарете. Но когда Он начал Свое служение, то был удивлен неверием, которое встретил в Назарете. И избрал для жизни Капернаум, город на берегу Галилейского моря. В Галилее и, в частности, в Капернауме Господь совершил большую часть Своего служения, избрал Себе учеников, проповедовал Свое учение, исцелял и провел много времени перед тем, как отправиться в Иерусалим, где Ему надлежало пострадать. Название Капернаум переводится как «город Наума» или «селение Наума». Поэтому некоторые предполагают, что Наум был основателем этого небольшого города, получившего его имя.

Интересно заметить, что имя Наум значит «исполненный утешения», и нам следует признать, что Книга пророка Наума тоже исполнена утешения. Вы можете удивиться, какое утешение можно найти в полном грозных предсказаний послании? Утешение было предназначено народу Иудеи. Во времена служения пророка Наума не было заметно никаких признаков падения Ниневии, так что иудеи должны были принять предсказание пророка Наума верой. Слова пророка были благой вестью для них, большим утешением. В сегодняшней беседе мы кратко коснемся общих сведений о Ниневии, чтобы с большим пониманием воспринимать содержание послания пророка Наума.

В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле - Ассирийской империи. Империя эта строила свое благополучие на крови многих народов. Неограниченное богатство со всех концов земли стекалось в казну Ниневии. Пророк Наум уподобляет Ассирию логовищу львов, питающихся кровью. Ниневия была около 50 км в длину и около 17 км в ширину. Город был защищен пятью стенами и тремя рвами, сооруженными трудом бесчисленных пленных рабов. Внутренняя часть Ниневии была около 5 км в длину и около 2,5 км шириной. Ниневия была построена при слиянии двух рек; стены города достигали 25 м в высоту, ширина же их позволяла двигаться по верху стены одновременно четырем колесницам. Поистине Ниневия была великим городом. Слова пророка Наума были большим утешением для жителей Иудеи, потому что пророк объявил, что их злейший враг, Ассирия, не представляет больше никакой опасности, эти слова были адресованы Южному царству - Иуде, которое постоянно находилось под угрозой нашествия ассирийцев. В Книге пророка Наума, особенно в 3-й главе, приводится немало объяснений тому, что Бог приготовил Свой гнев для нечестивого народа. Ассирия погрязла в тягчайших грехах, и потому народ ее, славившийся своей жестокостью и злом, обречен на истребление, подобно народам, населявшим землю обетованную.

«А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении» пр. Наум 1:14).

История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, были наихудшими из всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах. Кроме того, ассирийцы проводили политику устрашения, исключительно жестоко обходясь со своими пленниками. Они могли снять кожу с живого человека, отрубить конечности, отрезать уши и HOC, вырвать глаза... Иногда на всеобщее обозрение выставлялись горы человеческих останков из черепов и костей. Все это наводило ужас на народы земли.

2-я глава этой небольшой книги детально рассказывает о падении Ниневии. Пророк очень красочно предсказывает это бедствие. В этот день храбрые воины побегут, спотыкаясь на ходу, многие из них в цепях будут отведены в рабство, сердца всех исполнятся ужасом, растают от страха, жители Ниневии будут дрожать и лица их потемнеют. Столица Ассирии будет разграблена, опустошена и разорена. Все это ярко описано во 2-й главе Книги  пророка Наума.

В 3-й главе мы можем найти причину, объяснение сокрушительного падения Ниневии. В 1 главе книги падение Ниневии возвещено, во 2 - описано, в 3 - объяснено. Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам. Пророк Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы. Читая эти строки, можно вспомнить Европу 40-х годов, пострадавшую от ужасов третьего рейха. Был ли в Европе народ, который не ощутил на себе злобы нацизма? Вот такая же ситуация сложилась на земле во время жизни Наума. Не было такого народа, который не пострадал бы в той или иной степени от жестокости ассирийцев.

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга пророка Наума для нашего духовного опыта?» В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе. Интересно отметить, что еврейское слово, обозначающее гнев, имеет также значение «переход». Это слово употребляется, например, при описании перехода двенадцати колен Израилевых через реку Иордан. Безусловно, Бог есть Бог любви, и нам предпочтительнее знать Его с этой стороны. Но Бог, как справедливый Судья, ненавидит грех, неправедность, беззаконие, жестокость до такой степени, что если они переполняют чашу Божьего долготерпения, то Бог переходит в Своем выражении от любви ко гневу. Бог любит Свое творение, Своих детей, и Он ревнует о них.

Я приведу здесь три из множества возможных определений Божьего гнева. Гнев Божий есть изначально постоянное отношение святости к пороку. Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви.

clip image012Я никогда не забуду одну ситуацию, которой я был свидетелем в полицейском участке. Там встретились двое мужчин - один был отцом семилетней девочки, а другой ее убийцей. Один мужчина имел объект своей нежной любви, а другой этот объект уничтожил. Неудивительно поэтому, что несколько полицейских приложили все усилия, удерживая несчастного отца от того, чтобы он не напал на человека, принесшего ему горе.

Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга пророка Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога. Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

АЛЕКСАНДР КОШУЛЬКО

http://www.liveinternet.ru

Рождественский пост: план действий

Как лучше провести Рождественский пост, чем это время должно отличаться от другого, «непостного», в чем, наконец, духовный смысл именно этого, предрождественского периода воздержания.

Безусловно, вопросы такие задают по преимуществу люди более или менее воцерковленные. Для тех, кто делает еще лишь первые шаги на пути христианской жизни, пост (любой, будь это пост Великий или же пост среды и пятницы) воспринимается как подвиг, требующий такого напряжения сил, что и не до «частностей» уже. Вот как быть с Новым годом, с застольем в кругу семьи или корпоративом на работе ― это да, это проблема…

И ведь не только в желании наесться от души тут дело! Кто не знает, какому давлению «среды» подвергается поначалу постящийся! Косые взгляды неверующих сослуживцев, перешептывания, насмешки… Порой даже до угроз со стороны начальства доходит. Одному моему знакомому его руководитель так говорил:

― А ну ешь! Ешь, я сказал! Какой еще церковный устав, твой устав — это я! Ешь, а то уволю!

Так что если новоначальному христианину удается, невзирая ни на какие искушения, не нарушить пост, не оскоромиться, то он чувствует себя если и не мучеником, то, по крайней мере, исповедником. И смысл поста, в том числе и духовный, прекрасно понимает: он не ест, когда все едят, и не пьет, когда все пьют, не потому что он лучше или хуже кого то, а потому, что он христианин.

Об этом напоминает сосущее чувство голода под ложечкой, легкое головокружение, вызванное отсутствием привычки к исключительно растительной пище… И при всей кажущейся несерьезности и физиологичности своей напоминание это очень действенно, очень важно ― особенно, повторюсь, в пору начального христианского становления человека.

Однако проходит год, другой, третий и наступает привыкание ― и к более скромному рациону (тем более, что он, оказывается, может быть не таким уж и скромным ― сколько всяких вкусностей постных существует!), и к неоднозначности отношения к нашим подвигам окружающих, которые к ним тоже, в свою очередь, привыкают.

И вот тогда-то и возникает вопрос о смысле поста. Нет, не о духовном смысле поста как такового — с этим тоже, как правило, человек разбирается раньше. А о том, в чем, скажем, смысл собственно Рождественского поста, Успенского или Петровского. С Великим как-то проще. И Пасха праздник исключительный, и все богослужение великопостное настраивает душу на покаянный лад, и Страстная седмица с ее трогательными песнопениями и молитвословиями рождает в сердце желание хотя бы в какой-то малой мере «спострадать Владыке Христу».

Но вот еще три поста — что о них можно сказать? Почему мы именно перед этими праздниками постимся — перед Рождеством, Успением и памятью святых апостолов? Почему, например, не постимся перед Воздвижением или Рождеством Божией Матери или Рождеством Предтечи? Каковы особенности каждого из этих трех постов — не в плане строгости воздержания, а в духовном плане, конечно?

Наверное, каждый священник, к которому с такими вопрошаниями обращаются, может предложить свой вариант ответа. Так же и я. Мне думается, что нет особой необходимости разбираться, почему перед одними праздниками мы постимся, а перед другими нет. Суть не в этом. Родители — если они мудрые и заботливые — зачастую устанавливают для своих детей правила, которые не всегда «логичны», но, тем не менее, полезны для них. А Церковь для нас мать и, без всякого сомнения, мудрая и заботливая. И все предлагаемое ею для нас не просто полезно — спасительно. То же и о постах можно сказать.

Они не случайно более или менее равномерно распределились по всему годовому кругу, они задают таким образом определенный ритм духовной жизни христианина, если можно такое выражение здесь употребить. Каждый, кто решается жить всерьез по-христиански (это не случайная оговорка: крещеных людей, которые не только на это не решались, но даже и не подозревают о том, что это значит, немало), обязательно сталкивается с тем, как трудно все время находиться в напряжении.

Да, именно в напряжении, потому что работа над собой, борьба со страстями напряжения требуют, причем нешуточного. Но когда человек постоянно напряжен, то это нередко приводит к переутомлению, срыву — это тоже факт всем, наверное, известный. Однако есть выход: чередовать интенсивность напряжения — большую с меньшей, так гораздо легче, об этом свидетельствует опыт, это позволяет избежать внутреннего слома. И, мне кажется, что одним из самых естественных, удобных, если угодно, способов такого чередования, являются как раз посты. И в этом — опять-таки, по моему мнению — их главный смысл.

Воздержание от определенных видов пищи, более частое посещение богослужений, дополнительное молитвенное правило, большая строгость и внимательность по отношению к своей как внешней, так и внутренней жизни — прекрасные условия для столь трудно дающегося нам обычно самособирания. Мы многое привыкаем в жизни делать по инерции — это путь наименьшего сопротивления, очевидно более легкий. По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим…

clip image014А пост — лучшая возможность преодолеть эту инерцию — за счет изменения того же самого «духовного ритма». Я думаю, многие согласятся с тем, что порой как раз постом удавалось с чем-то справиться в себе, принять долго не дававшееся решение, что-то понять. Это не случайность, это закономерность. Постом мы чуть больше обычного духовно трудимся и становимся благодаря этому духовно опытней и крепче. Это, во-первых. А во-вторых, и гораздо важнее, Господь видит этот труд и дает нам необходимую силу и благодать.

Поэтому мне кажется, что каждый из постов призван стать для христианина временем своеобразной духовной ревизии. Если именно так к нему относиться, так к нему подходить, то и плоды его будут соответствующие.

Каковы правила такой ревизии, как к ней приступать? Поделюсь своими мыслями и маленькими «находками».

Как полководец прежде сражения продумывает его план до мельчайших подробностей — а если не продумывает, то терпит чаще всего поражение — так и христианин, приступая к посту, еще накануне его должен сесть и обдумать свой «план». Примерно так:

«Я мало и плохо молюсь. Иногда я, оправдывая себя усталостью и тем, что у меня нет времени, читаю „Серафимово правило“, иногда просто опускаю утренние и вечерние молитвы, иногда же — прочитываю их наскоро и без внимания. Но при этом у меня остаются силы и время посмотреть телевизор, поболтать с кем-то совершенно ни о чем по телефону, бесцельно попутешествовать по интернету. То есть мало и плохо я молюсь прежде всего потому, что живу рассеянно и несобранно.

Значит… Значит, постом я все изменю. Правило ни опускать, ни сокращать в течении этих, постовых, дней не буду. Стану также внимательней следить, на что и зачем я трачу свое время, которого постоянно „не хватает“.

Я плохо исповедуюсь. К исповеди подхожу формально. Вспоминаю те грехи, которые „скорее всего, были“, нет — „точно были“… И каюсь в них холодно и без участия сердца. Я не внимаю себе, не прислушиваюсь как должно к тихому голосу своей совести, ни испытываю себя по-настоящему ни перед исповедью, ни в какое-то иное время. Значит… Значит, больше ни разу не засну, не разобравшись, что сделал за день дурного, не уяснив — почему я это сделал. Не засну, этих поступков, от Бога меня отдаляющих, не оплакав, не испросив за них в молитве прощения.

Я постоянно кого-то осуждаю. Много говорю, не слежу за словами, не думаю — кому говорю, зачем, и в моих речах постоянно прорывается осуждение, причем не только тогда, когда я действительно на кого-то негодую, а и просто так — походя, заодно. Значит… Значит, с первого дня поста буду говорить меньше, буду обдумывать то, что сказать собираюсь, решусь ни о ком вообще без крайней необходимости не судить…»

Этот «план», точнее набросок его можно было бы и дальше разворачивать, сделать его подробней, шире. Но думаю, что принцип и так ясен. Только важно еще обязательно в течение поста, особенно продолжительного, как Рождественский, несколько раз так же вот садиться и обдумывать: а точно ли я этот план выполняю, не отступил ли я от него, не утратил ли ревность? И подправлять то, что неисправно…

Есть, наряду с приведенными выше примерами немощей человеческих, вещи, с которыми мы не можем справиться очень долго и которые, между тем, тяготят нашу душу и не дают идти за Христом, заставляют топтаться на месте или даже прочь от Бога гонят. Это могут быть разные привычки — от курения до пристрастия к алкоголю, разные грехи — от сквернословия до супружеской измены. Разные… Однако общее в них одно: они связали душу человека невидимыми, но прочными путами, и он никак не может высвободиться, вырваться из них. И пост — лучшее время для богоугодного побега из этого плена.

Определить для себя перед началом духовного сражения этого главного, лишающего свободы врага, понять, как и чем он связал нас, что лишает нас сил для спасительного «рывка». Понять, чего, а правильнее — Кого, лишает нас этот враг. Испугаться и начать борьбу — всерьез, без отлагательств, без самооправданий. А самое главное — на всем протяжении времени подвига, времени поста молиться с поклонами, с сокрушением сердечным о том, чтобы даровал Господь решимость порвать с пристрастием, грехом, ту решимость, которой нам так не достает, без которой мы бессильно стелемся по земле, неспособные устремиться к родному для нас небу.

И, конечно, есть много такого, что мы в себе не замечаем, что вредит нашей душе извне или, наоборот, живет в ней и так же отдаляет от Бога. И опять — надо молиться и просить, чтобы Господь показал нам это — и внешнее, и внутреннее — зло, чтобы успели мы его возненавидеть и удалиться либо очиститься от него. А по молитве — следить за тем, что будет с нами постом происходить, потому что показывает нам Господь то, что снаружи, и то, что внутри, как правило, через различные искушения, открывающее одно и другое.

Вот примерно так я думаю о проведении поста, о возможной от него пользе. Только, конечно, очень важно понять сказанное тут о «смене ритма», о «чередовании большего и меньшего напряжения» правильно. Во-первых, сами выражения эти несовершенны, как и вообще несовершенны оказываются слова, призванные отразить ту или иную духовную реальность.

А во-вторых, «смена» и «чередование», будучи необходимы, не означают, что после поста можно расслабиться и благополучно свести на нет все то, чего за время его с помощью Божией удалось достичь. А потом, когда придет пора очередного поста все снова начинать с нуля или даже отметки существенно ниже его. Нет, просто пост должен становиться временем определенного напряжения наших сил для подъема на новую высоту. А дальше, уже без такого напряжения, на этой высоте надо продолжать жить. И готовиться к новому посту и новому подъему — пусть крошечному, почти незаметному, однако для нас самих очевидному. Так должно быть в идеале. И очень часто так не получается. И все же должно быть…

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.pravmir.ru/

Что я делаю, когда пощусь?

«Что я делаю, когда пощусь?» — простой вопрос, на который не существует простого ответа. Ответ на него ищет протоиерей Андрей Ткачев.

clip image016«Когда я был младенцем, то мыслил по-младенчески. Когда же вырос в мужа, стал мыслить зрело, как муж». Так рассуждает в послании к Коринфянам апостол Павел, и мы берем его образ мысли как метод для разговора о посте.

Есть младенческие мысли о посте, есть полное бессмыслие о нем, равно, как и обо всем прочем. И есть взрослые мысли, до которых нужно дорастать, дотягиваться.

Что я делаю, когда пощусь? Вопрос из разряда простейших, на которые, между тем, ответы давать тяжелее всего.

Можно ляпнуть нечто вроде «я угождаю Богу отсутствием животных жиров в рационе». Нет, не то. Это даже и подумать неловко.

Тогда что?

«Я пользуюсь благоприятным временем для очистки организма и улучшения самочувствия». Нет, тоже не то. И такое стыдно вслух сказать.

Какой-то диетологический эгоизм получается. Так что же тогда? А вот подумайте, чем вы собственно занимаетесь, когда в храм идете, когда молитвослов открываете, когда вступаете в пост и выходите из него?

Пост и воздержание нужны для того, чтобы человек был более чуток и более восприимчив к действиям Святого Духа. Это я недавно прочел у одного православного автора и теперь думаю над прочитанным. «Более чуток к действиям Святого Духа». Это не стыдно вслух сказать. Это красиво. Это сочетается со словами Господа: «Да не отягчают сердца ваши от объедения и пьянства». О том, что избыток пищи рождает избыток веса, мы знаем, а вот о том, что этот же избыток «отягчает сердце», и отягченное оно не способно к полноценной вере, это не все знают. Итак, постимся, чтобы не отягчать сердце и быть чуткими к действиям Утешителя.

В поздравительной переписке святитель Тихон Задонский писал как-то одному из адресатов, что желает тому в дни Рождества «ощутить силу Христа в мир пришедшего». Это значит, что праздники обновляют действие благодати в мире, и несут мир и силу (и то и другое — имена Христа). Дух Святой напоминает сердцу нашему главные события истории спасения, и мы должны быть восприимчивы к прохладному дыханию этих внушений. Для того и пост. Для углубления восприимчивости.

Всякая эпоха имеет свои постные особенности. Наша эпоха — информационная. Нашим ушам, языку и глазам пост нужен гораздо более, чем нашему чреву (не исключая последнего). Давать волю глазам, языку и ушам в дни приготовления к Рождеству и скрупулезно следить за гастрономическим аспектом воздержания означает для христианина то же, что во дни Нерона или Декия не есть мяса, но исправно посещать гладиаторские бои.

Биологически человек стал слабее, чем в минувшие времена, а информационно стал более загруженным. Следовательно, нужно реагировать на меняющуюся жизнь и должное внимание уделять не столько тому, что «афедроном исходит», сколько тому, что в сердце живет и, исходя, сквернит человека.

Любопытно, что всему можно выучиться, если только захотеть. Пищевая строгость в посте есть несомненный плод длительного воспитания нашего народа духовенством. Иногда даже до абсурда доходит (что у Фуделя и Розанова описано), когда убийца отказывается из взятой у зарезанного им человека котомки кусочек колбаски съесть, поскольку он человека в среду зарезал(!) Насколько затвердили святость среды и пятницы!

Но вот водку не пить духовенство народ так и не научило. А ведь могло бы, если бы захотело. Пора захотеть! Иначе все праздники наши будут традиционно превращаться в беззаконие и вакханалию. Подвиг кончен — гуляй душа! Никогда мы не грешим более, чем в праздники, чем и скверним саму идею праздников, превращенных нами в повод к распутству. И ведь есть же у нас достаточно людей, которым можно сказать: «Ты, мил человек, яичницу можешь по утрам в посту жарить, только в чарку не заглядывай и в храм ходи». И это будет лучший пост для такого человека.

Я такие слова от уважаемых священников слышал не раз. В этих словах нет ничего разрушительного. Напротив — одно созидание жизни и правильная расстановка приоритетов. Отчего же это понятно меньшинству, а большинство, подобно евреям, блюдет самодовольно свой «православный кашрут» и ничего слушать не хочет?

Народ наш, если трезв, то гениален, а если пьян, то отвратителен и страшен. Вот и задача на пост — проповедь трезвости, успешно однажды начатая до Революции, но, как струна, оборванная Красным Октябрем.

Ну и Слово! Оно было в начале и Оно — Бог! Что за пост, если плоть теряет вес, а душа не питается Словом? Это не пост никакой, а пародия на него. Бессловесная жизнь — не человеческая жизнь. Бессловесный постник — это животное, которому не дали пищи. Настоящий же постник — этот тот, кто питается Словом, а ест столько, чтобы после еды хотелось молиться (Силуан Афонский).

Выстраивание молитвенной жизни, погружение в Слово, разумная строгость в телесной дисциплине, участие в храмовом богослужении, борьба со своими скрытыми немощами — вот пост. И все это, лишь — сбруя для лошадей и запас фуража для них, чтобы доехать, как волхвы, до Пещеры Рождества. Если получится поститься лучше, то это — сами дары волхвов: золото, ладан и смирна. Но дороги они не сами по себе. Ценность этих даров напрямую зависит от того, Кому мы их несем. Без памяти о Христе пост обесценивается до цены дохлой мухи, и голодный грешник — такой же сын погибели, как и грешник сытый.

Прочь рабство гастрономии! Христу да послужим! Ему принесем и посвятим труды свои! А нечего принести, так поплачем. Кстати, Дух Святой если прикоснется к внимательному сердцу, несколько утончившемуся от воздержания, то непременно родит таком сердце слезы. Слезы эти таковы, что ради них одних стоит поститься.

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravmir.ru/chto-ya-delayu-kogda-poshhus/

Православный Календарь с 8 Декабря 2013 г. по 14 Декабря 2013 г.

Воскресенье, 8 Декабря 2013 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост.  Отдание праздника  Введения  во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прп.  Петра,  молчальника (ок. 429

Понедельник, 9 Декабря 2013 года. Седмица 25-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). Свт.  Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Прп. Иакова отшельника Сирийского (457). Прп. Никона Метаноита, Армянского.Новомч. Георгия Хиосского (1807) (Греч)

Вторник, 10 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Иконы Божией Матери, именуемой  Знамение.  Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г.  Вмч.  Иакова  Персиянина (421).  Прп. Палладия Солунского (VI-VII).  Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа Киликийского чудотворца (V). Прп. Пинуфрия Египетского. Прп. Нафанаила Нитрийского. Прп. Диодора Юрьевского с Георгиевского холма (Соловки). Икон Божией Матери Знамение: Курской (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской и Серафимо-Понетаевской (1879). 

Среда, 11 Декабря 2013 года.

clip image018Рождественский пост.  Прмч. и исп.  Стефана  Нового (767). Мч. Иринарха и с ним святых семи жен (303). Сщмч. митр. Серафима (Чичагова) (1937). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).

Четверг, 12 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена Анкирского (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI). Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.).Прп. Питируна, ученика прп. Антония Великого, настоятеля Фиваидской обители

Пятница, 13 Декабря 2013 года. Рождественский пост.  Апостола  Андрея  Первозванного (62). Свт. Фрументия, архиеп. Абиссинского (Индийского, Ефиопского) (ок. 380)

Суббота, 14 Декабря 2013 года.

Рождественский пост. Прор. Наума (VII в. до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.