Вопрос от : Дмитрий
Дата создания: 28.05.2014 09:24
Здравствуйте, Дмитрий!
Вы задали сразу несколько вопросов, посему позволю себе ответить на них раздельно.
1) В полном смысле слова у Авраама была только одна жена – Сарра.
В Священном Писании хоть и Агарь, и Хеттура назывались иной раз жёнами, но по факту оставались лишь наложницами, то есть несвободными, рабынями, тогда как Сарра ни разу не была названа наложницей.
О святой Сарре. Апостол Павел упоминает о Сарре в числе древних, свидетельствованных верою: «Верою и сама Сарра (будучи неплодною), получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен обещавший».
Ап. Павел видит в Сарре великую матерь народов, свободную, которой принадлежат все рождённые по духу. Она, поистине, есть прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь нам всем (Гал. 4:24–3) – то есть христианам.
История, или состояние Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия (устроения спасения Богом человечества) от горы Синай. Так ап. Павел в послании к Галатам (4:25) иносказательно проводит параллель между состоянием Иудеев под законом и Христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь – несвободная (рабыня) – по повелению Божьему должна быть удалена из дома Авраамова, так и иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Христа-Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.
Если Агарь и её потомство знаменовали плотских Завета Ветхого (Гал. 4:24), то почему бы Хеттуре и её сыновьям не означать тех плотских, которые думают, что принадлежат к Завету Новому? Из чего это видно? Как уже было сказано выше и Агарь, и Хеттура были по сути лишь наложницами, соответственно и дети их имеют лишь некоторые дары: «И отдал Авраам всё, что было у него, Исааку. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего, ещё при жизни своей, на восток, в землю восточную» (Быт. 25:5–6). И Царство Небесное не наследуют ни еретики, ни плотские (но не верящие во Христа) иудеи, потому что другого наследника, кроме Исаака, нет, и «не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:8), о котором сказано: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12). Поэтому не вижу, из-за чего бы ещё Хеттура, взятая в замужество по смерти Сарры, называется наложницей, как не в силу именно этой тайны.
2) Исмаил, сын Агари.
Не все мусульмане верят, что произошли от Исмаила. На самом деле родство Исмаила с Исламом связано с тем, что арабы-мусульмане считают Исмаила прародителем части арабского этноса – арабов-аднанитов. Аднан – это эпоним жителей северных, центральных и западных частей Аравийского полуострова, в отличие от «южных» арабов — потомков Кахтана. Также в Исламе считается, что мусульманский пророк Мухаммед происходит именно из аднанитов и является потомком Исмаила в 21-м колене.
В Священном Писании Ветхого Завета Исмаил (далее Измаил) – это удалённый вместе с матерью Агарью в пустыню Фаран сын Авраама. Он вырос на свободе, женился на египтянке (Быт. 21:21), и от него произошло двенадцать сыновей (Быт. 25:13), ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между Ханааном и Египтом (Синайский полуостров). Единственной дочерью Измаила считается Васемафа (Быт. 36:3), которая вышла замуж за Исава.
Через два поколения сыны Измаила выращивали верблюдов и контролировали караванную торговлю между Галаадом и Египтом (Быт. 37:25).
Еврейский историк Иосиф Флавий говорит, что потомки Измаила наполняли всю область от Евфрата до Красного моря, называемой Набатея.
3) «И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт. 16:11,12).
Это пророчество о потомстве Агари через её сына Измаила. Оно оправдалось в истории на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем измаильтян, а также агарян или сарацин (ныне арабов), заняли большую часть Аравийской пустыни (Быт 25:12–16) и неоднократно эмигрировали отсюда в Африку, Испанию, Персию и даже Индию.
«и наречешь ему имя: Измаил, ибо услышал Господь страдание твое» (Быт. 16:11). Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени «Измаил», которое в дословном переводе значит: «слышит Бог».
«он будет между людьми как дикий осел…» (Быт. 16:12). Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии (Иов 39:5–8; Ис. 32:14), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина – этого сына пустыни.
«руки его на всех, и руки всех на него…» (Быт. 16:12). Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них.
«жить он будет пред лицом всех братьев своих…» (Быт. 16:12). Потомки двух братьев – Измаила и Исаака – не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве.
4) «И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10:10–16).
Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые – язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Христа-Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову НЕ ТРЕБУЕТСЯ никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление даётся исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им… не ешьте … свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас…» (Книга Левит 11:1, 4, 7).
Этого рода постановления должны были выделять народ Божий из среды других народов, воспитывая в нем особую бдительность и памятование о Божественной воле и чуткую осторожность к возможным осквернением.
Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается два признака чистоты и годности к употреблению в пищу:
1) полная раздельнокопытность – присутствие на копытах животного «глубокого разреза» (Втор. 14:6);
2) жвачность животного.
Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире XIV:96 осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».
5) Сущий – имя Божье явленное Моисею (Исх. 3:14), раскрывающее Божественное бытие как истинно существующую вечную и неизменную реальность.
Имя Сущий – сокращенное прочтение Божественного свидетельства о Самом Себе: «Я ЕСМЬ ТОТ, КТО Я ЕСМЬ» (сокращенно «Я ЕСМЬ», «СУЩИЙ»). Имя Сущий соответствует еврейскому Яхве́. Имя Сущий провозглашает действенное присутствие личного Бога в мире, характеризует совершенный образ Божественного бытия, поскольку Бог остается равным Себе, поскольку Он пребывает всегда, поскольку Он всегда Тот же, вечный и неизменный.
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх.3:13-14).
6) Термин «Православная Библия» несколько непонятен.
Есть множество кодексов – то есть списков Библии на тех или иных языках, переписанных в то или иное время.
В Русской Православной Церкви наиболее авторитетными являются Синодальный перевод (русский язык) и Елизаветинская Библия (церковнославянский язык).
Русскоязычные протестанты пользуются, в основном, Синодальным переводом. Исключение составляют «Свидетели Иеговы», которые фактически (догматически) не являются христианами, и пользуются так называемым «Переводом нового мира». Последний никоим образом не может быть назван Библией в связи с тем, что в нём искажены или переиначены все ключевые места Священного Писания.
7) Приведу здесь краткое учение о Святой Троице.
Учение о Святой Троице является основой Христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».
Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца.
Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму, однако некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
солнце – его круг, свет и тепло;
ум, рождающий слово, выражаемое дыханием;
память, слово и воля.
Само же познание (насколько это в силах человека) Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.
Дмитрий, поскольку мной был отмечен Ваш живой интерес к догматическим вопросам, считаю полезным порекомендовать Вам принять участие в Богословских курсах, которые проводятся дважды в неделю (по средам и пятницам) в здании Центральной воскресной школы при Никольском соборе Алматы в 18:30.
Запись на курсы совершается ежедневно (кроме понедельника) с 10:00 до 17:00 в здании школы.
В ходе курсов Вы сможете более полно коснуться всех интересующих Вас тем и обсудить их со священнослужителем.
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.