• slide1
  • slide8
  • slide10
  • slide6
  • slide9

День памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую и поздравляю всех вас с великим торжеством - с днем памяти иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, а так же с днем нашего престольного праздника! Есть имена, удел которых - вечность и наследие которых - бессмертие. К числу людей, чье имя из поколения в поколение с особой любовью и благоговением произносится на протяжении очень многих столетий, относится имя святителя Николая, память которого сегодня совершает наша Святая Христова Православная Церковь. Вот уже более шестнадцати с половиной веков отделяет нас от жизни этого величайшего Святителя Церкви Христовой. И не случайно сегодня в акафистном пении мы обращались к нему, как к первому ходатаю и предстателю после Пресвятой Богородицы: По Бозе и Богородице все наше упование. Вот этим нашим упованием является святитель Христов Николай. И его прославляет не только весь христианский мир, но даже мусульманский восток почитает его как одного из пророков Божиих. Но невольно может возникнуть вопрос, а почему такое почитание воздается этому угоднику Божию? Почему так много людей знают о нем и прибегают к нему в своих молитвах и в своем уповании? А ответ, братья и сестры, на этот вопрос очень прост. Святителя Николая любят за его непоколебимую веру и жизнь по вере, за его бескорыстную любовь, сострадание и милосердие к людям, за заступничество перед Богом, за то, что он никогда не оставляет обращающихся к нему с верой и любовью. Вся жизнь Святителя от юности и до кончины воистину была непрерывным подвигом любви и сострадания к людям. Он исполнил завет святого апостола Павла быть всем для всех. И, действительно, он был недужным - исцелителем, плачущим - утешителем, бедствующим - избавителем, страждущим - отрадой, сиротам - отцом, терпящим напасти - защитником и всем во всякой нужде и обстоянии - скорым прибежищем и помощником. Его любовь - это та самая любовь к людям, о которой говорит апостол Павел в своем Послании: любовь не превозносится, не гордится, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине и никогда не перестает (1Кор. 13, 4-8). Угодник Николай имеет эту никогда не перестающую любовь ко всем людям. Вот почему и тянутся людские сердца к Святителю, как к роднику воды живой и действенной, как к величайшему Чудотворцу, ходатаю и молитвеннику неусыпающему за весь род человеческий пред Престолом Божиим:

Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь им (Евр. 13, 17), - говорит Апостол. А чуть раньше, в той же главе, так же обращается ко всем нам: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 8). Какие, братья и сестры, назидательные и поучительные для нас слова. Мы не только должны поминать наших наставников, а к ним относятся и святые апостолы, и святители Церкви, и все подвижники веры и благочестия, и, конечно же, ныне так торжественно прославляемый святитель Николай. Но, вместе с тем, взирая на их подвиги, мы должны подражать их вере и учиться жизни во Христе. Образ святителя Николая - величайший пример для подражания, и не только поражаться и умиляться надо его высочайшей духовностью, но и вбирать по возможности из его жизни полезные и назидательные для себя уроки. Здесь мне бы хотелось напомнить о том имени, которое носил этот человек. Николай - греческое имя, оно состоит из двух слов и в переводе означает "победитель народов". Невольно возникает вопрос, а соответствовало ли имя, данное Святителю при Крещении, его жизни? По имени ли житие его? И когда мы всматриваемся в его образ, то, конечно, на этот вопрос мы можем ответить только положительно. Да, святитель Николай своей жизнью засвидетельствовал, что он был победителем не только народов, но и победителем человеческого естества. Достаточно вспомнить один эпизод, о котором говорится в его житии. Когда над ним совершалось Таинство крещения, он простоял в купели три часа. Конечно, можно удивляться этому и говорить об этом, как о чуде, которое совершил Господь. Как младенец в купели может простоять целых три часа? Я не случайно держу сейчас в своих руках томик наставлений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Вот его размышления об этом событии, и эти мысли он оставил для нашего назидания. Мне бы хотелось, чтобы вы со вниманием выслушали это наставление святителя Димитрия. "Устыдись же здесь всякий мужеский возраст, не усердствующий к славословию Божию. Младенец три часа стоит во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять и одного часа в Церкви Божией со страхом, с благоговением и со вниманием. Если же и стоят, то, как истуканы, без всякого чувства. Уши имут, а что поется или читается в Церкви, того не слушают, а если слышат, то не хотят понимать. Ум имеют, а о Божественном не помышляют. Телом только стоят в храме, а мысли их о суете мирской. В Церкви стоят, а от сердца их исходят помышления злая. А уста что глаголят в храме Божием? Молитву ли? Мало молитвы - больше молвы, друг с другом говорят о внешних попечениях, здесь-то и торг, здесь-то и купля, здесь-то и осуждение ближних. О, люди не богоугодные! Воззрите на святителя Николая! Он еще младенец, а уже всем умом прославляет Святую Троицу, три часа стоя во славу Ее! Воззрите и устыдитесь, что младенец побеждает вас в благочестии.

Какой назидательный урок в словах святителя Димитрия мы слышим! К сожалению, как часто, придя в храм, мы забываем, что находимся не только в доме молитвы, но в доме Божием, предстоя пред Самим Господом, пред Его Пречистой Матерью, пред всеми святыми угодниками Божиими. А у нас вместо благоговейного предстояния - разговоры, смех, хождение с места на место. Тот эпизод из жизни Николая Чудотворца, когда он, будучи младенцем, три часа простоял в купели крещения, пусть послужит для нас уроком, как мы должны в храме Божием предстоять во время богослужений.

И еще на один эпизод обращает наше внимание митрополит Димитрий Ростовский. Из жития святителя Николая мы знаем, что, так же, будучи в младенческом возрасте, он не вкушал в среду и в пятницу молока матери, а начинал есть только после того, как благочестивая Нонна - мать святителя, прочитывала вечерние молитвы, т. е. уже в конце дня. И Димитрий Ростовский, обращая на это внимание, назидает и всех нас следующими словами: "Что скажут на это те, для коих среда и пяток все то же, что суббота и воскресенье и прочие дни; у кого нет поста, нет воздержания, все едят, нисколько не сомневаясь? Так ли надобно поступать сынам Православной Церкви. О, какой стыд! Дети посрамляют мужей, младенцы посрамляют старцев". Действительно, братья и сестры, какой полезный и назидательный урок для нас. Особенно сейчас, когда мы переживаем дни святого Рождественского поста, когда не только в среду и в пятницу должны воздерживаться от скоромной пищи, а не вкушать ее во время всего поста. Но здесь я хотел бы напомнить, что Православная Церковь учит нас, чтобы мы заботились не только о посте физическом, но, прежде всего, о посте духовном. Не случайно, поэтому вселенский учитель нашей Церкви Иоанн Златоуст говорил: Что пользы, когда во время поста мы мяса не едим, а поедаем заживо своих ближних! Вдумаемся в эти слова! Что пользы, если я ем только картошку с хлебом и пью одну воду? Что пользы, если при этом во мне остается гнев, раздражение, ненависть по отношению к окружающим меня людям? Да нет никакой пользы в таком посте! Это не пост, а диета, на которую я перешел, чтобы подтянуться и лишний вес сбросить. И все. Но пост не для того, чтобы мы лишний вес сбрасывали, а для того, чтобы тяжесть греха, накопившуюся в наших сердцах и душах, сбросить. Вот - для чего пост! И об этом так же напоминает нам житие Николая Чудотворца.

Обращаясь в тропаре к Святителю, мы называем его правилом веры и образом кротости. Да, действительно, как ревностно он защищал веру Христову, оставаясь всегда тихим нравом, незлобливым сердцем, кротким, смиренным! Но при всем этом надо помнить, что он ненавидел зло и всякое нечестие. Так и мы с вами, если хотим подражать его святой жизни, должны ненавидеть зло, которое живет в наших сердцах, которое, к сожалению, живет в этом мире. Как говорится в Священном Писании, весь мир лежит во зле (1Ин. 5, 19). Да, братья и сестры, святитель Николай был не только образом кротости и смирения, он был воином Христовым. Это важный момент. Не случайно на многих иконах мы видим Святителя, изображенного с мечом, ибо этим мечом он готов поразить всякое нечестие, всякий грех человеческий, этим мечом он готов защитить каждого человека. И мы знаем, как часто Святитель приходит на помощь людям, находящимся в той или иной беде, в том или ином лишении. Этим мечом он всегда защищал нашу веру Христову православную. И если мы хотим подражать Николаю Чудотворцу, быть его духовными чадами, хотим, чтобы он, предстоя Престолу Господню, непрестанно молился за нас, то должны твердо выступать на защиту своей веры, не отмалчиваться, не уходить в сторону от тех или иных вопросов, которые задают нам "совопросники" века сего, а с упованием на милосердие Божие, твердо стоять на позициях Святого Православия и не колебаться в вере. Ведь, к сожалению, очень часто мы бываем колеблемы, как трость под напором ветра. Встречаются нам иеговисты или баптисты, или кто-то еще, и у нас начинают возникать сомнения. Нам кажется порой, что они правду говорят и, может, истина-то у них, а не в Православной Церкви; может, Православие отжило свой век и будущее только за новыми церковными образованиями? Нет, братья и сестры, пусть никогда подобные сомнения не колеблют нашу веру и даже не возникают в нашем сознании. Вот образ святителя Христова Николая. Что нам еще искать для подтверждения нашей веры? Мы знаем из его жития, с какой ревностной любовью к Богу Святитель защищал учение христианское на I Вселенском Соборе и заушил Ария по его ланите, потому что не мог слушать всего того, что говорил этот еретик. Конечно, я не призываю вас так же вести себя по отношению к инославным. Но мы всегда должны помнить, что мы - православные и должны твердо стоять на позициях своей веры, когда нам стараются навязать чуждую идеологию - будь то протестанты, иеговисты, кришнаиты или кто-то другой. Ведь все, что нам нужно, у нас есть, и это - Церковь наша Христова Православная, чадами которой мы являемся. И ничего другого нам не надо! Вот еще какой урок преподает нам сегодня святитель Николай!

Так пусть же этот праздник, который так торжественно совершается в наших храмах, будет не только похвалой и удивлением тому, как дивен Господь во святых Своих, и тому, что все святые, особенно такие, как угодник Божий Николай, становятся по образу Христову подлинными людьми, приобщаясь к тайне милосердия Божия. Вместе с тем, будем учиться подлинной вере, будем учиться жить и любить других, забывая о себе, и, как сказал один из святителей нашей Церкви, будем помнить бесстрашно и самоотверженно всякую нужду другого человека с тем, чтобы нам самим становиться людьми по образу Христова милосердия и быть храмами Духа Святого. Вот - цель и смысл жизни каждого христианина на земле: быть храмами Духа Святого, в своем сердце стяжать благодать Святого Духа. А этому нас учит житие святителя и чудотворца Николая. Я думаю, что вы сегодня почувствовали то землетрясение, которое было в 7 часов утра. Ведь это - ничто иное, как зов Святителя, обращенный ко всем алматинцам, прийти в храм, помолиться и вспомнить об угоднике Божием - нашем заступнике от бед и скорбей! Будем же молиться Николаю Чудотворцу, чтобы он избавил нас и от внешнего землетрясения, и от потрясений духовных, чтобы его предстательством всемилостивый Господь и в дальнейшие времена и лета над всеми нами пробавлял Свои щедрые и богатые милости!

Всех вас, дорогие и возлюбленные отцы, братья и сестры, паки и паки сердечно приветствую и поздравляю с нашим престольным праздником и с днем памяти святителя Христова Николая. Аминь.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! С праздником, православные!

Протоиерей Валерий Захаров, 2000 г.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00