• slide9
  • slide1
  • slide10
  • slide6
  • slide8

Проповедь в 5-ю неделю по Пасхе. У колодца Иакова

Thumbnail imageВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нынешний воскресный день Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельский сюжет, напомнивший нам о беседе Христа с самарянкой. Апостол и евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что Господь после праздника Пасхи направился из Иерусалима в Галилею и проходил через Самарянскую область, т.е. то место, где проживали самаряне. Мы знаем, что иудеи не общались с самарянами. Когда Господь приблизился к колодцу Иакова, который образовался чудесным образом на том месте, где некогда было чудное явление патриарху Иакову (он во сне видел дивную лестницу, соединяющую собой небо и землю, по которой нисходили и восходили ангелы). Место это находилось недалеко от самарянского города Сихарь. Когда Господь приблизился к этому колодцу, ученики отправились в город, чтобы купить что-то к обеду, а Сам Христос остался у колодца. В то же время к колодцу пришла женщина самарянка. Апостол Иоанн не называет ее имени, но из предания Церкви нам известно это имя. Ее звали Фотиния, впоследствии она приняла христианство и стала мученицей за имя Христово. Когда она подошла к колодцу Иакова, Господь обратился к ней с просьбой дать Ему воду. Женщина узнала во Христе иудея и говорит ему: "Между нами - самарянами и вами - иудеями нет никакого общения. Почему же ты - иудей просишь у меня напиться?" И тогда Господь говорит ей: "Если бы ты знала, с кем ты говоришь, то ты бы сама попросила у меня, чтобы я дал тебе напиться воды живой". И здесь происходит удивительное: самарянка без всякого сомнения, без колебания говорит Ему: "Дай мне напиться".

Как просто Христос говорит с этой женщиной. И насколько проста и даже по-детски наивна её вера - она сразу признает в нем Мессию. Правда, Христос ей Сам говорит об этом. Но удивительно, что никому из людей так открыто о том, что Христос есть Сын Божий, Господь не говорит. Есть много удивительных, не поддающихся человеческому разуму моментов в Священном Писании. Почему Христос именно этой женщине, к тому же чужеродной, которая не исповедовала религию отцов, открывает величайшую тайну о том, что Он является Мессией? И то, что женщина поверила Ему, доказывается тем, с каким воодушевлением она, оставив свой водонос у колодца, побежала в город, чтобы возвестить жителям о том, Кто пришел к ним.

Можно многому учиться из этого евангельского повествования. Во-первых: Господь Сам приходит к этой женщине. Хотя и она употребила некоторые усилия, чтобы прийти к этому колодцу. Но Господь Сам ищет человека. И Он не взирает на лицо человека, и даже не смотрит, святой перед Ним человек или грешник. Ведь самарянка была далеко не праведной женщиной, потому что она имела шесть мужей, об этом сказал ей Сам Христос. Но Господь не гнушается этой женщиной, Он беседует с ней и наставляет ее на путь истинной жизни. Здесь для нас тоже есть замечательный урок, который заключается не только в том, что Господь и нас ищет и жаждет общения с нами, ибо Он не хочет, чтобы кто-то погиб, но чтобы всякий уверовал в Него и имел жизнь вечную. Из всего этого мы видим, что для Бога каждый человек является величайшей ценностью. Как это не похоже на нас с вами. Для нас, в лучшем случае, дорогими людьми могут быть наши родители, родные и близкие, но ко всем остальным людям мы относимся как к чужим. А для Бога нет чужих, для Него все родные, даже самые страшные грешники. Ради грешных людей Господь приходит на эту землю, становится подобным нам человеком, чтобы взять наш человеческий грех на Свои рамена и взойти на Голгофский крест. Это должно научить нас тому, как мы должны относиться к окружающим нас людям, независимо от того, кем являются эти люди: исповедуют ли они ту же веру, что и мы, честные и праведные ли они, или грешники. Ко всякому человеку мы должны относиться как к образу и подобию Божию. Правда, часто этот образ Божий бывает поруган в нас-людях, но тем не менее каждый из нас является иконой Бога. Вот об этом нам сегодня напоминает Святая Христова Православная Церковь.

Во-вторых: в беседе с самарянкой Христос, отвечая на ее вопрос, говорит, что поклоняться Богу необходимо в духе и истине. Это место для многих христиан является камнем преткновения. Многие протестанты обвиняют православных в том, что раз Господь говорит, что ему нужно поклоняться в духе и истине, то зачем нужны иконы, крестное знамение, таинства и т.д. Поклонение Богу в духе и истине совсем не означает отрицание всего того внешнего, что есть в Церкви Христовой. Это означает нечто иное. Мы с вами часто бываем нарушителями этой заповеди. Это происходит тогда, когда мы устами своими говорим ему: "Господи, Господи", а сердце наше далеко отстоит от Него. И Господь далее говорит, что такие люди всуе, т.е. напрасно, поминают имя Господа. То есть не только внешне, осенением себя крестным знамением, совершением поклонов должна сопровождаться наша молитва. Нет и еще раз нет. Прежде всего, наша молитва должна исходить из глубины нашего сердца. Поэтому не случайно святые отцы, давая определение молитвы, говорят, что молитва есть возношение нашего сердца и ума к Богу. Другими словами, молитва есть не что иное, как наша беседа с Богом. Разве во время беседы с Богом можем мы быть безучастными? Но часто во время молитвы наш ум занят посторонними вещами. И в этом случае очень полезно вспоминать слова Христа, которые Он говорит самарянке, что молитва наша должна совершаться, прежде всего в духе и истине, т.е. исходить из глубины нашей души. И поэтому когда мы совершаем молитву - и келейную и здесь в храме, мы должны стараться гореть своим сердцем, настраивать себя на беседу со своим Творцом. Вот так молились истинные подвижники веры и благочестия. Они не только слышали голос своего сердца и своих уст, но они слышали и ответ от Бога. И слышали его не столько своим физическим слухом, но, прежде всего, своим сердцем.

Ещё много можно найти назидательных и спасительных уроков в сегодняшнем евангельском повествовании. Но если те уроки, о которых я напомнил, мы приложим с пользой к своей жизни, то даже этого будет достаточно для того, чтобы созидать спасение своей души. К этому мы с вами призваны. Ради этого Господь приходит не только к самарянке, но и к каждому из нас. Ради этого Он дает нам потоки вечной нескончаемой живой жизни, которая является ничем иным, как той благодатью Божией, которая "немощная в нас врачует и оскудевающая восполняет". И если любая физическая вода или пища только на время утоляет нашу жажду и голод, то духовная вода не на время, а навсегда утоляет духовную жажду. Помня об этом, мы должны как можно чаще обращаться к этой нескончаемой и обильно изливающейся на всех нас благодати Божией. Не случайно несколько дней назад в праздник Преполовения Пятидесятницы мы в церковном тропаре слышали такие слова: "Жаждай да придет ко Мне, да пиет". Как созвучно это с одной из заповедей блаженств "Блаженни алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся" Дай Бог, чтобы мы с вами по заповеди Христовой насытились правды Божией, т.е. того оправдания, которое всем дарует Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, и мученице Фотинии, той самарянке, которая беседовала со Христом, чтобы благодатью Божией все мы с вами были спасены, чтобы через ту благодать, которая обильно подается в церковных таинствах, и особенно в Таинстве Святого Причащения, соединившись со Христом здесь на земле, неразлучно пребывали с Ним и там - в жизни будущего века. Аминь. Христос Воскресе!

Протоиерей Валерий Захаров. 2005 год

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00