• slide5
  • slide4
  • slide6
  • slide8
  • slide10
  • slide7
  • slide9
  • slide1
  • slide2
  • slide3

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский ИОСИФ

Митрополит Иосиф участвовал в архиерейской хиротонии епископа Токийского Николая [11]. Его подписи имеются на патриарших Томосах о даровании автономии Японской Православной Церкви [12] и автокефалии Американской Православной Церкцви [13], а также на грамоте Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г., утверждающей избрание патриарха Московского и всея Руси Пимена [14]. Впрочем, сам митрополит Иосиф был одним из кандидатов на Патриарший престол [15]. Владыка участвовал в интронизации Патриарха Пимена 3 июня 1971 года.

Владыка Иосиф не был безучастен к проблемам сохранения мира на земле [16]. Еще после своего освобождения от немецкой оккупации в Умани [17] он обратился к верующим с воззванием, в котором говорилось:

"Русский народ ничего не пожалеет для Родины. Русская Церковь молится о спасении Родины от иноверцев - извергов, чему Церковь помогает и материально по примеру Святейшего Патриарха Сергия, который призывал Церковь к помощи на нужды освобождения страны, снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди своей. По примеру высокопреосвященнейшего Митрополита Николая, Экзарха всея Украины и других епископов страны мы призываем вас, боголюбивых жителей града Умани, помочь нашими пожер твованиями через Церковь или в банк в фонд обороны скорее освободиться от немцев, внести и свою лепту деньгами, иными вещами, драгоценностями на нужды войны".

Его миротворческие призывы с особой силой звучали в Рождественских посланиях и проповедях в начале наступившего года. Свою последнюю Рождественскую проповедь он закончил словами:

"Поэтому каждый христианин, каждая православная община должны внести свой вклад в борьбу со злом, поддерживая своими пожертвованиями Фонд мира. Мы должны быть носителями добра, святой, высоконравственной чистой жизни, кротости. Собой мы должны воплощать идеалы Христовы на земле" [18].

В последнем его Пасхальном послании к Алма-Атинской пастве мы читаем:

"Люди разных вероисповеданий, населяющие Казахстанскую землю, имеют свои храмы и молитвенные дома. Каждый человек по своей вере, по своему убеждению имеет возможность исполнить свой религиозный долг и получить духовное удовлетворение. Молясь "о мире всего мира..." будем прилагать к молитве и лепту от трудов своих, дабы имя Господне прославлялось во всех концах земного шара в мирной благословенной обстановке во веки веков".

В письмах последних лет Владыка нередко упоминал о своих недугах. "Почти не хвораю, а если немножко, то по закону уже". "Мы живем, служим, немножко летаем и чуточку для порядка хвораем". "Готовлюсь к Варваре святой и храму святителю Николая, а сам гриппую. Здесь ходит грипп. Это - дондеже установится зима, а пока еще запоздалая осень". "А нам, старикам, пора вещи чемоданить в невозвратный путь. Такова Богом установленная природа земнородным! там счастья много увидим, а как получить его, хотя частицу, зависит от наших еще на земле, здесь дел... О чудесе!".

Скончался митрополит Иосиф 4 сентября 1975 г. Возглавил его отпевание Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей. Отпевание было совершено по чину святительского погребения, составленному митрополитом Мануилом (Лемешевским). В книге, содержащей это чинопоследование, рукою покойного Владыки написано:

"Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от митрополита Мануила - автора этого трогательного чина. По этому чину прошу меня отпеть, и эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата". Чтения первой статии начинаются такими словами: "Животворящие Тайны верным подававший днесь во гроб полагается: восплачьте людие". "Архиерей - образ Божий в Церкви, днесь лежит бездыханный и беззрачный". "Святитель, како умираеши, како во гроб вселяшися верно Христа возлюбивши?".

В своей жизни митрополит Иосиф с особой силой чтил Божию Матерь. Об этом говорит и такой факт, что он старался никогда не разлучаться с Иверской иконой Богоматери. Сохранились такие его высказывания о Пречистой: "Царица Небесная в мир пришла, как утренняя звездочка, возвещавшая: вот-вот будет восход солнца. Рождение Царицы Небесной - как настоящая утренняя звезда. И в Писании это воспоминается Священном, Она предшествовала вечному Солнцу, пришедшему в мир - Иисусу Христу, вечному Теплу, вечному Свету и вечной Жизни. Как без солнца жизни на планете не могло быть, так и без воплощения Сына Божия все б замерзло на разуме и сердце было б замкнутое на большой замок и не могло быть бы красоты и лучезарности и тепла христианства". "Кто читает акафист иконе Божией Матери, тот должен быть почитателем иноческого равноангельского жития. Так как здесь связано оно с девством Владычицы".

Во время отпевания в надгробном слове священник Валерий Захаров сказал о Владыке:

"Он так возлюбил с детства Матерь Божию, и Она полюбила его. Он осыпал Ее Пречистыя образы цветами, и сам был осыпан ими во всей своей жизни. Разве это не знаменательно, что его смерть наступила после славного Успения Пресвятой Девы Марии?". Очень любя цветы, особенно розы, Владыка всегда говорил себе, когда его встречали в храме с цветами: "Знай, что это Матерь Божия осыпает тебя цветами за тот бурьян, который ты рвал и бросал перед Белынической иконой".

Вот почему и поныне его могила украшается живыми цветами, которые приносят на могилу благочестивые его почитатели.

В память владыки Иосифа газета "Новое русское слово" (Нью-Йорк) в феврале 1976 г. поместила следующую заметку Бориса Филиппова.

В сентябре прошлого года скончался восьмидесятидвухлетний митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Чернов. Прочитал я некролог в "Вестнике Русского Христианского Движения" — и сразу же вспомнились мне встречи с владыкой Иосифом, встречи, глубоко врезавшиеся в память.

Осень 1936 года. В Котласе нас, этап заключенных, направляемых в Ухтпечлаг, перегружают из забитых до отказа теплушек в трюмы огромных грузовых барж. Мы должны плыть до Усть-Выма, чтобы оттуда почти двести километров топать пешком — под конвоем уголовников и "бытовиков". Плыть нужно не один день, так как утлый, тщедушный пароходишко через силу тянет две гигантских баржи.

В трюме нельзя протянуть ноги: забитый людьми и их немудреными вещами, удушливо-зловонный трюм — один из сквернейших кругов дантова ада. Сидим впритык друг к другу, обливающиеся грязным потом, обовшивевшие, изнуренные. И мечтаем только об одном: хотя бы на полчаса прилечь, вытянуть ноги, как-то расслабиться. Только небольшое пространство в трюме не затолкано до отказа: это место, где расположилось духовенство, с большими сроками, направляемое в лагерь. Русские монахи и священники — и католические патеры, меннонитский пастор — и местечковые раввины, лютеранские пасторы — и старичок-мулла. И среди них — стройный, худощавый, в аккуратно подштопанном подряснике и черной скуфейке епископ Таганрогский Иосиф Чернов. Любопытно, что к этой группе духовенства не пристают даже завзятые уголовники, не только их не "курочат" (грабят), но даже, как видно, освободили им лучшее и наиболее просторное место в трюме.

И вдруг владыка Иосиф подходит ко мне и сидящему впритык со мною профессору-геологу Яковлеву, брюзге и чудаку, никак не могущему примириться с условиями этапа. Это он в теплушке требовал, чтобы молодой грабитель и убийца уступил ему, пожилому ученому, место у узкого полузабитого окна. Это он, обращаясь к отпетым уркам, увещевал их, напоминал о своих научных заслугах...

Владыка Иосиф ведет нас к своей группе и предлагает часок-другой полежать, отдохнуть, а он, владыка, и меннонитский пастор Герберт посидят в это время: они, мол, уже належались вдосталь. И также, после нас, были позваны еще и еще другие замученные вконец заключенные, а владыка Иосиф все сидел и сидел, и с ним вместе уступали место то раввин, то католический патер, то старенький мулла.

Трудно тому, кто не испытал прелестей советского этапирования заключенных, понять как следует — какое значение имел для нас этот двухчасовой отдых, эта возможность вытянуться во всю длину тела, эта возможность хотя бы немного побыть не в скорченном, сплюснутом другими грязными и потными телами состоянии!

По прибытии в Чибью (на Ухту) мы расстались. Владыку Иосифа направили на строительство тракта Чибью-Крутая, где он вскоре устроился поваром к начальнику строительства. И опять, стоило ему за чем-нибудь появиться в Чибью, он забегал к нам и всегда приносил что-нибудь со стола своего "хозяина": то несколько сдобных булочек, то кусочек сала, то горстку сахару. И нам, вечно голодным, это было не только материальной поддержкой, но и какой-то весточкой из другого мира.

А владыка, всегда веселый, жизнерадостный, приговаривал, частенько повторяя слова старца Амвросия Оптинского: "От ласки загораются глазки", — и хорошо улыбался.

Торжественную панихиду в день памяти Митрополита Казахстанского Иосифа (Чернова) ведет  Высокопреосвященнейший митрополит МефодийИ в тюрьме, и в лагере владыка избегал разговоров о религии, о Боге. Он старался только деятельно помочь, а когда скажем, тот же Яковлев затевал разговоры о высоких материях, видимо стеснялся и нехотя отговаривался:
— Ну, что-то мы, бедолаги, о Боге рассуждать будем. Ведь нам Его все равно не понять, не охватить нашей куцей мыслью. А вы вот лучше потихоньку молитесь о самом насущном, сегодняшнем...
И хорошо, ласково улыбался.
Был он несомненно умен — русским умом, открытым, чуть с лукавинкой, был по-хорошему простонародно остроумен и, главное, никогда не унывал. И соприкасающиеся с ним заражались его русским радостным умом сердца.

Архимандрит Макарий (Веретенников)
["Альфа и Омега", № 18]

_______________

1. О митрополите Иосифе см. ЖМП. 1975. № 12. — С. 10-15, а также ЖМП. 1973. № 2. — С. 29-30.
2. Об архиепископе Арсении см.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1 / Изд. П.П. Сойкина (репринт — М., 1992). — С. 235; Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Teil. 1. Erlangen, 1979. — S. 387-389. На фотопортрете архиепископа Арсения, хранившемся у него, Владыка написал своей рукой: "(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но — реальность". В литературе изображение епископа Арсения см.: Свято-отеческая духовно-правоверная хрестоматия по истории христианской православной и Русской Церкви от сошествия Святого Духа на Апостолов до наших дней. Изд 4. СПб., 1914. — С. 248 (верхний справа).
3. Владыка имеет в виду покойного Алма-Атинского митрополита Николая (†25.X.1955) (см. о нем: ЖМП. 1955. № 12. — С. 11-13). К двадцатилетию его кончины один почитатель написал:

...И утешает нас,
    Что и тебе Господь дал утешение,
    А сердцу нашему благое умиление —
    Совсем в недавний час   

Послал на место твоего упокоения
    Соседа доброго, с кем вместе ты служил,
    И кто преемником твоим достойным был,
    Мы видим Божье в том благоволение.

4. Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Teil. 4. Erlangen, 1986. — S. 36.
5. ЖМП. 1975. № 12. — С. 13. Фотографии, на которых запечатлен владыка-митрополит в момент проповеди, см. ЖМП. 1967. № 3. — С. 34; 1973. № 2. — С. 29. На последней Владыка сфотографирован произносящим проповедь о митрополите Николае в день его кончины в 1972 г. Владыка всегда молился за своего предшественника. О том, как было отмечено десятилетие со дня кончины митрополита Николая, см. ЖМП. 1966. № 1. — С. 33.
 6. Владыка имеет в виду дендрологический заповедник "Софиевка", располагающийся "на территории более полутораста гектаров на окраине старинного города Умани Черкасской области" (Головерза З.Г. Софиевка. Киев, 1975. Без нумерации страниц).
7. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. — С. 339.
8. О иерусалимском Александро-Невском монастыре в Таганроге см. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне действующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. — С. 96-97.
9. ЖМП. 1967. № 7. — С. 25.
10. См. о ней: Королева В. Карагандинский старец преподобный Севастиан. М., 1998. — С. 353-356.
11. ЖМП. 1968. № 2. — С. 5.
12. ЖМП. 1970. № 5. — С. 11.
13. ЖМП. 1970. № 6. — С. 69-73.
14. ЖМП. 1971. № 6. — С. 2; Поместный Собор Русской Православной Церкви. М., 1972. - С. 115.
15. Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. — С. 426; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 1: А-К. М., 1997. — С. 525.
16. ЖМП. 1971. № 2. — С. 46-47; 1975. № 12. — С. 12-13.
17. Об одном событии из жизни владыки Иосифа в это время говорится в книге: Б. Полевой. В большом наступлении. (Дневники военного корреспондента). М., 1970. — С. 226-229.
18. ЖМП. 1975. № 12. — С. 41.


Торжественная панихида в день памяти митрополита Иосифа (Ивана Михайловича Чернова) 4 сентября 2006 г.


 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни утром в 8 ч.; вечером в 17 ч.

В воскресные дни утром в 7 и 9 ч.; вечером в 17 ч.