• slide8
  • slide10
  • slide1
  • slide6
  • slide9

25 неделя по Пятидесятнице(22-11-2015)

 Икона Божией Матери «Скоропослушница»

dop716-2532

Проповедь об исцелении кровоточивой женщины

и воскрешении дочери Иаира

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, за Божественной литургией было предложено евангельское повествование, напомнившее нам о двух совершенных Господом чудесах, - исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника синагоги Иаира.

Jesus-Heals-Jairus-DaughterЕвангелист Лука рассказывает о том как некогда начальник синагоги Иаир подошел ко Христу с просьбой прийти в его дом и исцелить тяжелобольную дочь. Господь сразу же откликнулся на просьбу и направился в дом Иаира. Как и  всегда за Христом шла большая толпа людей. В это время одна женщина, которая в течение двенадцати лет страдала кровотечением и не получила помощи от множества врачей, к которым она обращалась, с глубокой верой решила идти вслед за Христом. Из-за своего смирения, а может быть и из-за страха, она ничего не хотела говорить Христу. Единственным её желанием было прикоснуться к Его одежде. Она твердо верила, что, прикоснувшись к краю ризы Христа, она получит исцеление.

И такой счастливый для неё момент, наконец, настал, - она смогла прикоснуться к одеждам Христа Спасителя, и в момент прикосновения почувствовала, что прекратился ток крови, и она стала здорова. В этот момент Господь останавливается и спрашивает: кто прикоснулся ко Мне, ибо Я почувствовал, что сила изошла из Меня? Тогда эта женщина пала пред ногами Христа и рассказала, какая причина побудила её с дерзновением прикоснуться к Его ризам. Христос сказал ей: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48).

В это время некто из слуг Иаира подходит ко Христу и говорит, чтобы Он не утруждал себя  и не шел в дом, потому что дочь его умерла. А Господь говорит на это: «Нет, не умерла, а спит». Когда все подошли к дому, Христос вместе с Петром, Иаковом и Иоанном зашел в комнату, где лежала мертвая девочка. Подойдя к ней и взяв её за руку, сказал ей: встань. И девочка встала. После чего Христос попросил родителей и родственников, чтобы дали ей есть.

Мы неоднократно имели возможность рассуждать на тему этого евангельского повествования. И не раз мы говорили о том, что нам необходимо стяжать ту же крепость веры, которую явила кровоточащая женщина, по вере своей получившая исцеление. Неслучайно апостол Павел свидетельствует, что без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11,6).

Все мы называем себя верующими. Но при этом каждый из нас должен знать, что вера наша должна превратиться в уверенность в бытии Божием. Каждый из нас должен стать не только верующим, но и верным своему Господу. Но являемся ли мы верными. Давайте просим самих себя: «Почему мы с такой легкостью предаем своего Господа?» Так, как Его некогда предали два ученика – Иуда и Петр. Мы так же готовы, бия себя в грудь, утверждать, что никогда не отречемся от Христа. Но все-таки отрекались и, к сожалению, будем отрекаться.

Что же делать? Во-первых, важно понять, что отрекаемся мы от Христа тогда, когда совершаем грехи. Всяким грехом, независимо от того великий это грех или малый, мы свидетельствуем о нашем предательстве Бога. Так жить мы не можем, если мы именуем себя христианами. Мы должны противопоставить себя врагу рода человеческого, должны начать борьбу с грехом. Конечно, пьянице сложно отказаться от своего недуга. Сложно прелюбодею отказаться от своей страсти. Сложно сварливому человеку отказаться от сварливости и от осуждения других людей. Да, непросто вырвать корень греха из своего сердца, но именно в этом смысл жизни и предназначение каждого человека, особенно верующего человека.

Будем стремиться к тому, чтобы не на словах, а на деле каждый из нас исполнял заповеди Божии и  жил по воле Божией. Для этого мы должны быть научены Божественному закону. А для этого нам необходимо каждодневно без лености читать Священное Писание и святоотеческие творения. Кто-то может сказать, что нет времени для чтения, нет времени молиться, не хватает времени, чтобы прийти в храм на богослужения и участвовать в таинствах Церкви. Можно лишь отчасти согласиться с тем, что времени не хватает. Но если мы будем более ответственно относиться к времени, если мы посмотрим на то, как мы проводим свои дни, то увидим, насколько много времени мы тратим напрасно.

Давайте научимся каждый наш день проводить так, как будто это последний день жизни. Если бы утром нам явился ангел и сказал, что это наш последний день, с какой осторожностью бы мы поступали в течение всего дня, потому что понимали, что каждое слово и каждый поступок очень ответственен и важен. Если мы научимся этому, тогда есть надежда, что Божественным даром, именуемым временем, мы распорядимся с пользой. Тогда найдется у нас время, чтобы молиться, читать Священное Писание, приходить на богослужения…

Мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще приступать к Святым Животворящим Тайнам Христовым. Почему мы лишаем себя этой возможности? Ведь без помощи Божией, без Его Божественной благодати ничего доброго мы не сможем совершать в жизни, не сможем побороть свой грех. И будем помнить о том, что перед тем как прийти в храм нам необходимо настроить себя на молитву.Когда мы идем в храм, мы должны понимать, что мы идем навстречу с Богом. Такая же встреча произошла у кровоточивой женщины и Иаира. И что они услышали? «Дерзай, вера твоя спасла тебя!» Дай Бог, чтобы и мы услышали те же слова. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2014г

ПУТЬ К СЧАСТЬЮ. СВЯТИТЕЛЬ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ

Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами. Он родился в 1846 году, в молодости принял монашество, впоследствии стал епископом Пентапольским в Александрийской Православной Церкви. Из-за интриг и ложных обвинений со стороны недругов святитель оказался отправлен на покой и изгнан. Переселившись в Грецию, занимал здесь место простого проповедника в провинции Эвбея, позднее основал женский монастырь на острове Эгина. Почил епископ-старец в 1920 году и был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью в 1961 году. Ниже публикуются выдержки из писем святого, составленные монастырем Параклиту в Оропосе (Аттика).

Путь к счастью

Ничего нет более великого, чем чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Существует ли что-либо славнее, чем престол Божий? nektarij 2Конечно же, нет. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6: 16). Итак, кто же счастливее этих людей? И какого блага они лишены? Не находятся ли все блага и все дары Святого Духа в их блаженных душах? Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!

Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…

Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…

К несчастью, тот, кто оставил без внимания свое сердце, лишился всех благ и впал во множество зол. Изгнал радость и исполнился горечи, печали и душевной тесноты. Изгнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. Изгнал любовь и обрел ненависть. И, наконец, изгнал все дарования и плоды Святого Духа, которые приобрел при своем крещении, и сроднился со всеми злодеяниями, которые делают человека жалким и проклятым.

Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение.

У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством.

Святое крещение

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27).

Сколь великую истину указывает этими словами апостол Павел!

Крещеные христиане не носят ветхого человека со страстями и похотьми, но облеклись в нового человека, облеклись в Самого Христа, Который ныне живет в их сердцах. И слово «облеклись» не относится к какому-либо простому и внешнему одеянию, но к чему-то более глубокому, к чему-то существенному и неотъемлемому.

Через нашу веру во Христа и через наше крещение мы облекаемся в Самого Христа и становимся чадами Божиими, обиталищем Всесвятого Духа, храмами Бога, святыми и совершенными, богами по благодати. Так что мы сбросили с себя тление и облеклись в нетление. Совлеклись человека греха и облеклись в человека праведности и благодати. Изгнали смерть и облеклись в бессмертие…

Однако осмыслили ли мы наши великие обязанности, которые через крещение мы приняли на себя перед Богом? Осознали ли мы, что должны вести себя, как дети Божии и как братья Господа нашего, что мы должны отождествить нашу волю с волей Божией, что нам необходимо, как чадам Его, пребывать свободными от греха, что должны любить Его всеми силами из глубины души и сердца нашего, что должны Ему поклоняться и с нетерпением ожидать соединения с Ним навсегда? Задумались ли мы о том, что сердце наше должно быть преисполнено любовью так, что она будет изливаться на нашего ближнего? Имеем ли мы чувство, что обязаны стать святыми и совершенными, образом Божиим, чадами Божиими и наследниками Царства Небесного?

Ради всего этого мы должны бороться, чтобы не оказаться нам недостойными зова Божия и отвергнутыми. Да, братья и сестры, станем подвизаться ревностно и самоотверженно, чтобы победить. Никто из нас да не утратит своей смелости, да не пренебрежет своим долгом, да не струсит, да не растеряется перед трудностями духовной брани. Потому что мы имеем помощником Бога, Который укрепляет нас на трудном пути добродетели.

Духовная брань

Цель нашей жизни в том, чтобы стать совершенными и святыми, явиться чадами Бога и наследниками Царствия Небесного. Будем бдительны: как бы ради нынешней жизни не лишиться будущей, как бы от житейских забот и хлопот не вознерадеть о цели нашей жизни.

Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не являются целью нашей жизни, а составляют средство для достижения цели.

Украсьте ваши светильники добродетелями. Подвизайтесь отсечь душевные страсти. Очистите ваше сердце от всякой скверны и храните его в чистоте, чтобы снисшел и обитал в вас Господь, чтобы Он исполнил вас Святого Духа с божественными дарами.

Возлюбленные чада мои, все ваше усердие и забота должны быть об этом. Это должно непрестанно составлять вашу цель и стремление. Об этом молитесь Богу.

Просите каждодневно Господа, но внутри своего сердца, а не вне его. И когда вы Его найдете, стойте в страхе и трепете, как херувимы и серафимы, потому как сердце ваше стало престолом Божиим. Но чтобы обрести Господа, смиритесь до земли, потому что Господь гнушается гордыми, но любит и посещает смиренных сердцем.

Если подвизаешься в благой брани, Бог укрепит тебя. В брани мы обнаруживаем немощи, недостатки и наши изъяны. Она является зеркалом нашего духовного состояния. Тот, кто не боролся, не познал себя.

Будьте внимательны и к незначительным своим падениям. Если по невнимательности с вами приключится какой-то грех, не отчаивайтесь, но тут же возьмите себя в руки и припадите к Богу, Который имеет силу поднять вас.

Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из icon02которых являются наследственными. Все это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью, когда я жду с выдержанностью, заботой и вниманием.

Чрезмерное сожаление прячет в себе гордыню. Поэтому оно является вредным и опасным и часто еще более обостряется диаволом, чтобы остановить шествие подвизающегося.

Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите [к Богу], не останавливайтесь, как дети, на том месте, где упали, плача и рыдая безутешно.

Бдите и молитесь, чтобы не впасть вам во искушение. Не отчаивайтесь, если постоянно впадаете в старые грехи. Многие из них и по сути своей являются крепкими, и от приобретенного навыка. Однако по прошествии времени и через усердие побеждаются. Пусть ничто не лишает вас надежды.

Искушения

Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Надежда на Бога никогда не приведет к отчаянью. Искушения приносят смиренномудрие. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Но и мы должны заботиться о том, чтобы быть бдительными и внимательными и сами себя не ввели бы во искушение.

Доверьтесь Богу Благому, Крепкому, Живому, и Он препроводит вас в место отдохновения. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь.

Я не хочу, чтобы вы страдали и смущались всем тем, что происходит против вашей воли, какой бы она справедливой и ни была. Такое страдание свидетельствует о существовании эгоизма. Следите за эгоизмом, который прячется под личиной правоты. Следите и за неуместным сожалением, которое рождается после справедливого обличения. Чрезмерное огорчение – это искушение. Единственное истинное огорчение – это то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состоянии нашей души. Все остальные огорчения не имеют никакого отношения к благодати Божией.

Позаботьтесь оберегать сердце, чтобы защитить радость Святого Духа и не позволить лукавому вливать в нас свой яд. Будьте внимательны, чтобы рай, который внутри вас, не превратился в ад.

Молитва

Самый главный труд человека – это молитва. Человек был создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании. Человек был создан, чтобы почитать Бога и быть сопричастником Его Божественной благости и блаженства.

Являясь образом Божиим, человек вожделеет Бога, горячо стремится и жаждет вознестись к Нему. Через молитву и песнопения он ликует. Дух его радуется, сердце взыграет, и насколько больше он молится, настолько и душа его совлекается мирских похотей и наполняется небесными благами. И насколько он расстается с земным и с усладами этой жизни, настолько более наслаждается небесным ликованием. Опыт наш доказывает нам, что это истина.

Бог благоприемлет те молитвы, которые преподносятся должным образом, то есть с чувством несовершенства и нашего недостоинства. Но чтобы существовало такое чувство, требуется совершеннейшее самоотречение от нашей дурной самости и подчинение заповедям Божиим, требуется смирение и непрестанный духовный труд.

Доверьте Господу все заботы ваши: Он промышляет о вас. Не малодушествуйте и не тревожьтесь. Тот, Кто исследует скрытые глубины человеческой души, знает и о ваших желаниях и имеет силу их исполнить так, как умеет это делать [только] Он. Вы же просите Бога и не теряйте смелость. Не думайте, что поскольку стремление ваше свято, у вас есть право жаловаться, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Бог исполнит ваши пожелания тем способом, о котором вы не ведаете. Итак, успокойтесь и воззовите к Богу.

Молитвы и прошения наши сами по себе не ведут нас к совершенству. К совершенству ведет Господь, Который приходит и обитает в нас, когда мы исполняем Его заповеди. И одна из первых заповедей – это чтобы в нашей жизни свершалась воля не наша, а Божия. И чтобы свершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов. Чтобы могли и мы сказать: «Господи, не как я хочу, но как Ты, да свершится воля Твоя как на небесах, так и на земле». Итак, без Христа, [сущего] в нас, молитвы и прошения ведут нас в прелесть.

Любовь

Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Вы обязаны сохранять большую осторожность в ваших отношениях с другими и уважать друг друга как священные лики. Никогда не смотрите на тело или красоту его, но наблюдайте за душой. Будьте внимательны к чувству любви, потому что если сердце не теплится от чистой молитвы, любовь рискует быть плотской и неестественной, рискует помрачить ум и сжечь сердце.

Необходимо ежедневно исследовать: может быть, любовь наша [к другому] не исходит от нашей связи со Христом, не проистекает от всецельной нашей любви к Господу. Тот, кто внимателен и сохраняет в чистоте любовь, убережется от ловушек лукавого, который пытается постепенно превратить христианскую любовь в любовь вообще и любовь чувственную.

Nektariy2Христианская вежливость

Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом, благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер.

Христианин должен быть вежлив со всеми. Слова и дела его должны дышать благодатью Святого Духа, которая обитает в душе его, чтобы таким образом было засвидетельствовано его христианское житие и славилось имя Божие.

Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения.

Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны.

Итак, да будем всегда вежливы. Никогда да не изойдет из уст наших дурное слово, слово, которое не будет исполнено соли благодати Божией, но всегда [да будут у нас] речи благодатные, речи благие, речи, которые засвидетельствуют вежливость во Христе и развитость души.

Святитель Нектарий Эгинский

Перевела с греческого Монахиня Дионисия (Вихрова)

Источник:www.pravoslavie.ru/put/35732.htm

Из проповеди Патриарха Кирилла

Если есть свобода, то есть и несвобода. Все мы хорошо знаем, что несвобода существует, об этом знали и древние, но только в христианстве открывается источник этой несвободы. Таковым источником является сам человек, согрешивший и подпавший под власть греха, под власть похоти плоти. А что такое похоть? Ведь у плоти есть естественные потребности: если мы не едим, не пьем, не дышим, мы умираем, и прекращается род человеческий.

Все эти естественные потребности плоти вложены Богом в человеческую природу, а значит, не они лишают человека свободы, а похоть плоти, о чем говорят святые отцы. А что же такое похоть? А это потеря контроля над плотью, когда она захватывает все жизненное пространство и человек все свои силы посвящает угождению плоти. Какая же тогда свобода? Как может человек чувствовать себя свободным, если он становится рабом похоти?

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

www.elitsy.ru

Молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница»

dop716-2532О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему, умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь

 

ТАЙНА БОГА ПЕРЕВЕРНУВШАЯ ВСЮ МОЮ ЖИЗНЬ...

«Случилось это два года назад. Срок моей командировки подходил к концу, и я должен был отбыть домой, в Алапаевск. Купив билет, решил побродить по городу, так как у меня в запасе было еще три часа времени.

На улице ко мне подошла женщина, которую я сразу же узнал. Это была моя первая жена, с которой я развелся 12 лет назад. Зина нисколько не изменилась, разве только лицо стало слишком бледным. Видимо, эта встреча и ее взволновала так же, как и меня.

Любил я ее сильно, болезненно, из-за этого и развелся. Ревновал я свою жену ко всем, даже к ее матери. Стоило ей немного задержаться, как мое сердце начинало бешено колотиться и мне казалось, что я умираю. В конце концов Зина ушла от меня, не выдержав моих каждодневных допросов: где была, с кем и почему.

Однажды я пришел с работы с маленьким щеночком за пазухой, хотел порадовать жену забавным подарком, но в комнате никого не было, а на столе лежала записка. В записке жена написала, что уходит, хотя очень любит меня. Мои подозрения измучили ее, и она приняла решение расстаться. Зина просила у меня прощения и умоляла не искать ее…

11111111111И вот после 12 лет разлуки я случайно встретил ее в городе, где находился по служебным делам. Мы долго с ней говорили, и я вспоминал, что могу опоздать на междугородний автобус. Наконец я решился сказать: 

– Прости, но мне нужно идти, я уже опаздываю на свой рейс.

И тут Зина сказала:

– Саша, сделай мне, пожалуйста, одолжение. Я понимаю, что ты спешишь, но ради того, что было хорошего между нами, не отказывай мне в моей просьбе. Давай зайдем в одну контору, для меня это очень важно, а я одна туда идти не могу. 

Естественно, я согласился, но сказал: „Только быстро!”

Мы зашли в какое-то большое здание и довольно долго переходили из одного крыла в другое. Поднимались и опускались по лестницам, и мне тогда казалось, что на это ушло не больше 15 минут. Мимо нас проходили люди, причем все они были разных возрастов: от детей до глубоких стариков.

В тот момент я не задумывался над тем, что могут делать в административном здании дети и старики. Все мои мысли были прикованы к Зине. В какой-то момент она вошла в дверь и закрыла ее за собой. Перед тем как закрыть дверь, она посмотрела на меня так, будто прощалась, сказав: 

– Как странно все-таки, я не могла быть ни с тобой, ни без тебя.

Я стоял у дверей и ждал, когда она выйдет. Мне хотелось спросить ее, что она имела в виду, произнося последнюю фразу. Но она не возвращалась. И тут я будто пришел в себя. Я совершенно четко осознал, что мне необходимо ехать, а я стою здесь и опаздываю на свой автобус! 

Оглянувшись по сторонам, я испугался. Здание, в котором я находился, было заброшенным строением. Вместо оконных проемов зияли дыры. Лестничных маршей не было вообще. Лежали доски, по которым я с большим трудом спустился вниз.

На автобус я опоздал на целый час, и мне пришлось покупать новый билет на другой рейс. Когда я брал билет, сообщили, что автобус, на который я опоздал, перевернулся и слетел в реку. Никто из пассажиров не спасся.

А через две недели я стоял у дверей своей бывшей тещи, которую разыскал через адресное бюро. Алевтина Марковна сообщила мне, что Зина умерла 11 лет назад, через год после нашего развода. Я не поверил ей, решив, что мать Зины опасается, что я снова буду преследовать ее дочь своей ревностью. На мою просьбу показать мне могилу моей бывшей жены моя теща, к моему удивлению, согласилась.

Через пару часов я стоял у креста, с которого мне улыбалась женщина, которую я любил всегда и, которая необъяснимым по воле Божией образом, спасла мне жизнь».

WWW.elitsy.ru

Начинается Рождественский пост

Намерение освящает дело. Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в прочих вещах, если Христос — не в центре намерений? Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Перефразируем, не согрешая слова Павла: «Не едите ли, не пьете ли, или иного чего себя добровольно лишаете, воздерживайтесь во славу Божию». Пища нас не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от того, Кому дело посвящено. Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в пещере близ Вифлеема. При таком посвящении самое скромное воздержание не останется без плода, а при ложных целях и великое постничество будет либо вредным, либор бесполезным. У западных пост перед Рождеством так и называется — Адвент, что означает «посвящен приходу». Мало посему говорить людям: «Не ешьте мяса. Не пейте молока». Нужно говорить: «Готовьтесь Христа встречать. Разбудите помыслы и идите навстречу Господу. Помните, ради Кого упрощаете жизнь и упражняетесь в скромности».

*   *   *

Говорят, когда в Риме строили собор святого Петра, задали один и тот же вопрос двум разным людям, носившим камни на строительство. «Чем вы занимаетесь?», — спросили их. «Я, — говорит один, — нанялся камни носить, чтобы семью кормить». «А я, — сказал другой, — строю храм в честь апостола Петра». Очевидно, что при одинаковости мускульных усилий и равности оплаты, делали они совсем разную работу. И если какой храм стоит столетиями, то благодаря работникам второго рода, а никак не первого. Вот и мы давайте разберемся с намерениями.

*   *   *

— Ты что делаешь, доктор? — Я в лице больных учусь Христу служить и облегчаю человеческие страдания.

— Ты что делаешь, учитель? — Я детям открываю двери в мир знаний, чтобы им было жить интересно, и они со временем пользу стали приносить.

— А ты, постник, что делаешь? — Я помню о Господе и хочу встретить Его со всей Церковью в Рождественские дни.

— А может, ты просто похудеть стараешься, здоровье поправить? — Нет. Это не разгрузочные дни. Это — посильная жертва. Это мои две лепты от души, и от тела.

*   *   *

Человек беззащитен, как вдова, но и он обязан приносить жертвы. Приносимых лепт должно быть именно две, как и тех динариев, которые дал Добрый Самарянин содержателю гостиницы (См. Лк. 10:35) было два. В притче два динария — это Ветхий и Новый Завет, черпая из которых можно продолжать лечить избитого человека (Адама) в гостинице (Церкви), пока не вернется Господь. А две лепты в жертве вдовицы это знак нашей двойственности. И от души, и от тела нужно принести по лепте в жертву, и от внутреннего сокровенного человека, и от внешнего. От тела — воздержание в пище. От души — голодание глаз, неподвижность языка, затворенный слух. Вторая лепта даже важнее первой. Времена-то информационные. И кто не есть колбасу, но подставляет голову под любой телевизионный или компьютерный ветер, тот сомнительно постится. Тому «надует голову» означенными ветрами вплоть до духовного менингита и последующей госпитализации. Но нам нужна свобода, в первую очередь — внутренняя, нужна легкость помыслов и чистота намерений. Окна душевного дома нужно закрывать так, чтобы не был слышен крик и шум Вавилонских улиц.

BOTrZb36mZY 560Рождество Христово было подготовлено всей внутренней историей Израиля и всей внешней историей мира. Совокупная праведность Авраамовых детей сделала возможным вначале рождение Девы-Матери, а потом от Нее — Нового Адама. Но и внешний мир, не помышляя о том, был вовлечен в великую работу. Так перепись Августа заставила Марию с Иосифом отправиться в Вифлеем, чтобы исполнилось древнее пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2) Следовательно, и всемогущий кесарь, обожествленный подобострастием рабов, служил целям Христовым, сам того не понимая. Стоит думать, что и ныне, и до скончания века, все происходящее таинственно связано с Господом Иисусом и Его Промыслом. Только мы, помрачившись в разуме, рвем картину мира, приписываем мертвым стихиям власть и свободу действия, и не замечаем Божественного присутствия. У суетного человека вера суетна. У лгущего человека надежды ложны. Для того, чтобы навести с помощью Бога внутри себя относительный порядок и очистить око ума, нам и нужен пост. Пост двоякий, — душевный и телесный, — каков и сам человек. Трудно сказать, сколько людей будут распутывать внутренние узелки и вести и тайную борьбу за веру. Очень много таких людей, по определению, не бывает. Но даже малое присутствие таких людей делает историю живой и стремящейся к Богу. Итак, проверим намерения и — с Богом

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3998

«Христианское призвание — это готовность к мученичеству»

Интервью Управляющего делами Казахстанского

Митрополичьего округа журналу «Свет Православия»

 Владыка, почему подвиг мученичества за Христа так почитается в Церкви, в чем его смысл? 

Господь наш Иисус Христос принял мученическую кончину на кресте, а подражание Христу — это заповедь, которую Церковь дает нам с апостольских времен. Можно вспомнить слова святого апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).  А раз так, значит каждый из нас должен быть готовым взойти со Христом на крест. Подражание Христу означает воспитание в себе готовности пройти путем Христа, т.е. принести себя в жертву.

В другом апостольском Послании есть такие слова: «Вам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). То есть, призвание к мученичеству — это знак особого доверия Бога человеку. Всегдашняя готовность к мученичеству — это и есть подлинное христианское призвание, это нормальное состояние души христианина, который уподобился Христу. Воспитывая в себе готовность к самопожертвованию, мы совершаем духовный подвиг, который делает нашу душу в некотором смысле сродственной Духу Христа. Мы становимся родными Христу. Сам Спаситель говорит: «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14:27).

Примеры мученичества за Христа составляют сокровищницу подвигов Церкви, это достояние Церкви, ее слава. Именно благодаря мученичеству за Христа в древние времена Церковь впервые привлекла внимание широких кругов населения Римской империи к себе, к своему учению. Давайте вспомним, в каких обстоятельствах происходило распространение христианского вероучения в древности. Римская империя была развращена, люди в эту эпоху разуверились в тех идеалах, которыми жили ранее. Двигали людьми, наверное, две основных страсти. Первая — честолюбие, стремление к славе. Это хорошо отражено, например, в знаменитых жизнеописаниях Плутарха. Любой военачальник ради своего триумфа готов был бесконечно проливать кровь и врагов, и своих солдат. Слава завораживала людей знатных и талантливых. Вторая страсть — стремление к чувственным наслаждениям. Она была общей для всех слоев общества. Об этом также много написано.

Церковь решительно бросила вызов такому мировоззрению. Христианские мученики свидетельствовали своей кровью, своей жертвенностью о совершенно иных идеалах, которые были  абсолютно не знакомы развращенному и тщеславному миру. Пример самопожертвования христиан впечатлял и поражал современников. Невольно люди задавались вопросом: что же стоит за этим мученичеством, почему христиане с радостью идут на смерть? У нас сохранилось определенное количество очень важных памятников, так называемых «мученических актов», которые документально передают удивление язычников перед мученичеством христиан

Есть сведения, что язычники предполагали, будто христиане используют какую-то чудодейственную магическую мазь, и через это становятся нечувствительными к страданиям. От такого удивления в народе рождался интерес к христианству. А коль у человека пробудился интерес, то он стремится глубже изучить жизнь Церкви, ее богословие, ищет себе наставника и сам со временем становится христианином. Поэтому, конечно, успех проповеди христианства был в значительной степени обусловлен примерами мученичества за Христа.

То же самое можно сказать и об истории распространения христианства на Руси, хотя у нас христианство не встречало такого сопротивления, как в Римской империи. На Руси времен князя Владимира не был развит языческий культ, и не было касты жрецов, которые могли бы активно противодействовать христианам, но сопротивление христианизации оказывал весь традиционный нравственный уклад языческой Руси. Часто это сопротивление было молчаливым, но оно было, потому что христианство проповедовало совершенно новые идеалы и учило жить в соответствии с этими идеалами. И в этом столкновении молодых христиан с отживающим языческим миром тоже появлялись свои страдальцы.

Можно вспомнить пример князей Бориса и Глеба, 1000-летие  кончины которых мы отмечаем в нынешнем году. Случилось это как следствие борьбы за власть наследников князя Владимира, у которого было несколько сыновей, и двое из них — Борис и Глеб погибли в этой междоусобице. С точки зрения сегодняшних реалий    смысл подвига Бориса и Глеба не совсем понятен. Если бы какой-то современный светский журналист описывал эту историю, то у него наверняка получился бы заурядный политический сюжет о борьбе за власть с кровью и убийствами. На самом деле,  подвиг Бориса и Глеба поразил сознание современников. Вроде бы они ничего серьезного не сделали, никакого демонстративного мученичества не совершили. Они просто с  удивительным смирением встретили свой последний час.  Они  отказались от борьбы,  не приняли правил, по которым жили бесчисленные поколения их предков-язычников. Разрушили этот порочный круг язычества, который состоял в том, чтобы правдами и неправдами добиться власти, всласть попировать и умереть во славе и чести. Борис и Глеб отказались проливать кровь подданных и явили совершенно новые идеалы. Представьте себе: не одну тысячу лет славянские племена жили по языческим законам. И вдруг, Борис и Глеб своим смиренным приятием смерти свидетельствуют о том, что изменилось что-то на Руси. Они умирают с молитвой и с твердым осознанием своего перехода в вечность, своего соединения со Христом. Во времена Бориса и Глеба стало очевидным, что на пространстве географической Руси земли достигло Царствие Божие. 

Мученичество — это свидетельство того, что человек, хотя еще и живет здесь на земле, но укоренен своими помыслами и чувствованиями в жизни будущего века. Поэтому мученичество — это явление будущей жизни в жизни земной. Когда наглядно является вечная жизнь, то свидетели этого явления не остаются равнодушными и часто открывают для себя и в себе эту жизнь будущего века.  

Почему многие христиане считали счастьем для себя принять мученическую кончину?

Это действительно так, хотя современному человеку такое настроение понять непросто. Возьмите жизнеописание мучеников XX века. Я могу привести пример митрополита Вениамина Петроградского. Он рассказывал не раз, как в детстве, вдохновляясь житиями святых, желал пострадать за Христа. Действительно, воспитание в традиционных православных семьях основывалось на материалах житий святых, а среди житий святых большую часть занимают жизнеописания мучеников древней Церкви. Посмотрите на популярные женские имена, — это сплошь имена мучениц! И понятно, что дети, выросшие на примере подвига этих святых, воспитывались в желании мученичества. В детстве и юности многие хотели умереть за Христа. И у некоторых  это желание исполнилось в XX столетии.

Вообще в традиционной русской культуре, даже в дворянской светской культуре, люди воспитывались совсем по иному, чем сейчас, они воспитывались на идеалах жертвенности. Вся русская литература XIX века об этом. Основная тема «Севастопольских рассказов» Толстого — как просто, с достоинством, с осознанием долга умирали люди на войне. У Некрасова я прочитал, что когда молодой граф Толстой прибыл из Севастополя в Петербург, то ходил по светским салонам и журнальным редакциям и устно передавал свои впечатления от Крымской войны, которые изложит потом в «Севастопольских рассказах». Он с восхищением свидетельствовал: адмирал, проходя мимо войск, обращается к солдатам: «Умрем, ребятушки!», и они все спокойно отвечают: «Умрем!». Толстого это поразило. Или, вот еще пример: Пушкин пишет на годовщину Царскосельского Лицея стихотворение, в котором вспоминает совершенно искренне, без ложного пафоса о событиях 1812 года: 

Со старшими мы братьями прощались, …

Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас… 

То есть христианская культура вся снизу доверху пронизана этой идеей жертвенности. И дворянство, и крестьянство XIX века не сомневалось, что есть вещи важнее, чем собственное здоровье и благополучие. Есть идеалы, ради которых, без промедления, стоит отдать и здоровье свое, и саму жизнь.

Продолжение следует…

Епископ Каскеленский Геннадий

Беседовала главный редактор журнала «Свет Православия в Казахстане» Марина Сазонова.

 

Православный Календарь с 22 Ноября 2015 г. по 28 Ноября 2015 г.

Воскресенье, 22 Ноября 2015 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны Царьградской (ок. 492). Прп. Феоктисты Лесбоской (881). Прп. Онисифора, исп. Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мч. Александра Солунского (305-311). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры царевны (ок. 625). прп. Симеона Метафраста. Прпп. Евфимия и Неофита Сербов, Афонских (Греч.). Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (Греч.). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X). 

Понедельник, 23 Ноября 2015 года. Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Свт. Нонна, еп. Гелиопольского. Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).

Вторник, 24 Ноября 2015 года.

Вмч. Мины (304). Мч. Виктора и мц. Стефаниды (II). Мч. Викентия (304). Прп. Феодора Студита, исп. (826). Блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336) (Серб.). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского.Иверской-Мироточивой (Монреальской) иконы Божией Матери

Среда, 25 Ноября 2015 года.

Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (616-620). Прп. Нила, постника Синайского (V). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580).Прор. Ахии (960 г. до Р.Х.). Новомчч. Саввы Нигделина и Николая Константинопольских (1726) (Греч.). Иконы Божией Матери Милостивая. 

Четверг, 26 Ноября 2015 года.

4724da3369022c155ffe7a40f082a060 735x418Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407). Мчч. Антонина, Никифора и Германа (ок. 308). Мц. Манефы (ок. 308). Новомч. Дамаскина Афонского (1681) (Греч)

Пятница, 27 Ноября 2015 года.

Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Апостола Филиппа (I) Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (ок. 1360). Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Новомч. Константина Идрийского (Афон) (1800) (Греч)

Суббота, 28 Ноября 2015 года.

Начало Рождественского поста. Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361-363). Мч. Димитрия (ок. 307). Прп. Филиппа, игумена Рабангского. Купятицкой иконы Божией Матери (1180)

 

47b8f6e7c1bf2425ade2c521a1ah--kartiny-panno-svyatitel-nektarij-mitropolit 1

Святителю отче Нектарие, моли Бога о нас!

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00