• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide1
  • slide8

12 неделя по Пятидесятнице (31.08.2014)

 

Митрополит Иосиф (Чернов)

82061998 mtIosif

 

Неделя 12-я по Пятидесятнице

Богатый юноша, о котором говорится в сегодняшнем Евангельском чтении (см.: Мф.19: 16-26), заповеди Божии сохранил от юности своей, он делал все, как написано, но ему чего-то не хватало, не хватало еще чего-то «доброго», но не понимал – чего. Само по себе знание заповедей и даже самое скрупулезное соблюдение их не имеет моральной ценности и не приносит глубокого духовного удовлетворения. Юноша всегда знал заповеди и старался исполнять их, но это было лишь внешнее, механическое исполнение.

lal301131И Господь сразу, несколькими словами проясняет ситуацию, показывает юноше причину его неудовлетворенности: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19: 21). Оказывается, юноша был поглощен своим большим имением, его душа и сердце были заняты богатством, поэтому он не мог исполнить главную заповедь и другую, подобную ей: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22: 37-39).

Нельзя служить одновременно Богу и мамоне. Отсюда его чувство неудовлетворения, незавершенности. А что касается формального выполнения заповедей, то это не имеет никакой цены в свете Правды Божией. Ценность слов, поступков, самой жизни зависит не от внешнего, не от кажущегося, а от внутреннего, духовного состояния человека, от побудительных причин. Очень часто как бы добрые дела совершаются не во славу Божию, а из-за тщеславия, самолюбования.

Сам богатый юноша не смог понять свою проблему, свою неудовлетворенность, но перед Божественной Правдой он вдруг увидел свой недостаток, свою несостоятельность и «отошел с печалью» (Мф.19: 22).

Человек, поврежденный грехом, вообще не способен правильно оценить себя. Человек сам себя не знает, поэтому еще в древности на стене храма Аполлона в Дельфах было написано: «Познай самого себя». Этот призыв к самопознанию тогда имел свои цели и свое понимание, но и сейчас для христиан очень актуален этот призыв: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим.4: 16).

Истинное самопознание стало возможно только во Христе, и оно необходимо для каждого христианина, чтобы правильно жить, чтобы правильно относиться к самому себе, к Богу и к другим людям. Самопознание – это не привилегия только некоторых избранных людей, не интеллектуальная роскошь копаться в самом себе, но жизненная необходимость для каждого, это важнейшая духовная наука, которая дает человеку способность правильно оценивать себя, свое духовное состояние, правильно различать, что в нас есть истинного, Небесного, и что – внешнее, чужое, земное, а поэтому дает и возможность познать Бога и понимать других людей. Если христианин не познает самого себя, то будет не лучше тех язычников, которые «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1: 25). Такие не знают Христа Спасителя, не имеют в себе Его любви.

Поняв свою греховную поврежденность, свою удобопреклонность ко греху, поняв, что закон греха действует во всех его членах, «делающий меня пленником закона греховного» (Рим.7: 23), поэтому «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7: 19), человек будет правильно понимать ближних и правильно любить и уважать их. Кто не знает самого себя, тот никогда не научится правильно знать и понимать других, должным образом обращаться с ними. Самолюбие, гордость и другие подобные пороки удаляют человека от Бога и ближних.

Истинное самопознание возможно только в Церкви Христовой при постоянном молитвенном обращении к Богу за помощью, при изучении Священного Писания, творений и житий святых угодников Божиих, прошедших хорошую школу самопознания. Только «Церковь – источник самопознания самый ясный, чистый, совершенный… источник всякого истинного познания, мудрости совершенной, учительница совершенного общежития» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Истинное самопознание приводит к смирению, незлобию и милосердию, потому что кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозноситься над другими. Этим уничтожается повод к такому страшному греху, как осуждение других. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк.6: 37).

Осуждение – одна из самых ужасных язв, разъедающих человеческое общество, отравляющих отношения между людьми. Люди мало думают о себе. При всем своем вопиющем эгоизме над собой, над своим внутренним «я» люди меньше всего задумываются, обращая все свое внимание на обсуждение других. Трудно назвать нормальным человека, который, когда горит его собственный дом, со спокойной язвительностью обсуждает особенности архитектуры соседского дома.

Каждый человек находится в величайшей опасности. В нем нет ни одного живого места. Он изолгался, исподличался. Перед христианским идеалом – «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5: 48) – он представляет из себя сплошную смердящую язву. Внутри него страшный пожар. В нем сгорают лучшие сокровища человеческой души: высота помыслов, стремление к свету, сочувствие к людям, красота невинности, трудолюбие, неподкупная честность, умение быть благодарным, вера в Бога, ожидание Вечности… Все это горит до тех пор, пока человек не превращается в сплошную зияющую пустоту.

И из этого грустного, бедственного состояния человек находит в себе силы судить и рядить других людей. Старики осуждают молодежь. Молодежь с неописуемой наглостью глумится над сединами старости. Неуч, еле читающий по слогам, решается осуждать своего учителя.

Возможны ли правильные, добрые отношения в таком обществе, где царствует всеобщее непонимание, непрерывная взаимная грызня?..

Нельзя произносить суд над ближними, как пишет апостол Павел: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор.4: 5), и каждому воздаст по делам его.

Произнося свое суждение о других и забывая о своих собственных грехах, человек всегда ошибается, «потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его» (Иудиф.8: 14). Суд Божий иной. Он не судит по наружности, iisus grekoно проникает в тайны сердца человека, «потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его» (Прем.1: 6). Вот почему мы должны предоставить все Его суду, а сами – сокрушаться о грехах своих и о грехах наших ближних и терпеть, сносить их недостатки.

Не осуждая ближних, надо научиться терпеливо внимать суждениям о нас других людей, людей здравомыслящих и духовно здоровых, любящих нас и желающих нам истинного добра. Это входит в процесс самопознания. Эти суждения могут иногда открывать в нас такие качества, которых мы сами и не приметили бы за собой.

При этом не надо слишком много внимания обращать на суждения о нас всех подряд. Множество людей создают себе постоянные затруднения и несчастья своей неодолимой слабостью придавать большое значение чужому о них мнению.

Только Бог имеет о каждом человеке совершенно верное понятие, потому что ни один человек не может знать весь наш характер и все тайные пружины наших действий, все, что в нашей жизни было раньше, все наши стремления, взгляды и надежды, все, что сложило нашу личность. Поэтому для христианина важно лишь то, соответствует ли его жизнь учению Христа, и не имеет ни малейшего значения людское мнение о нем, потому, что это мнение не может быть правильным.

Более того, для человека самостоятельного не существует даже возможности быть оскорбленным. Как не может оскорбить человека пень, за который он споткнулся и ушиб ногу, так не может оскорбить человека тот, чье мнение не имеет никакого значения и не интересует. Равно, и похвалы от других мало чего стоят. Об этом так сказал великий Пушкин: «Обиды не страшась, не требуя венца, / Хвалу и клевету приемли равнодушно…»

А между тем сколько людей портят себе кровь, лишаются спокойствия из-за того, что их даже не обидели, а лишь косо посмотрели на них люди даже совершенно незнакомые.

Есть такое святоотеческое правило: «Не делай никому вреда, никого не осуждай. Исполняй это правило и – спасешься». Исполнить же это правило возможно только тому, кто знает самого себя…

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Записки владыки Иосифа

О Богоматери

 

Матерь Божия, заливающая своими слезами о нас, грешных, огонь геенский и согревающая под своим покровом хлад невыно­симый тартара! (Перифраз о. Павла Флоренского).

Кто читает акафист иконе Божией Матери, тот должен быть почитателем иноческого равноангельного жития. Так как здесь связано оно с девством Владычицы.

1910 год. Матерь Божия, Пречистая и Преблагословенная! Ты милостиво положила на сердце мое быть иноком с ранних моих лет! Недостоин я всех Твоих милостей, излиянных на меня, которые Ты сотворила рабу Твоему; ибо я почти босиком пришел в обитель Твою Белыническую; а теперь я имею панагию, жезл и орлец… (Чернов), 1956 год.

На Страшном Суде не будет адвокатов, кроме слез Богородицы!

 

Аскетические размышления

 

Удивительная вещь: мы всю жизнь себя лелеем, занимаемся только ароматами, себя намащиваем, купаемся, изящно одеваемся и когда умрем – разлагаемся при зловонии. А святые – наоборот: постились, весьма скромно одевались, не намащивали себя ароматами и в час смерти своей уже издавали благоухание и нетление.

Человек должен владеть собой, и тот, кто не владеет собой, достойный презрения варвар.

Разум должен сдерживать чувства, чувства должны сглаживать и гуманно отеплять разум.

И разум и сердце – одно в разных делах.

Действительность говорит: без разума совесть слепа, без совести разум холоден и бледен.

«Беснование» разума – бунтует сердце… порочное сердце отравляет разум.

Череп для ума, сердце для чувства и печень для хотения, начало же их – сердце.

Разум, воспетый Кантом, есть царь и Господь, но этот «царь» и «Господь» – без чувств, что и Сам бы Бог без любви.

Разум не должен быть всецело зависим от чувств!

Чувства без разума – безвольная корова! Разум не должен забывать о существовании чувств – тогда только настоящий человек.

Надо стараться обручить навсегда чувство, разум и волю!

Ничто так человека не калечит, как если он начнет колебаться между своим разумом и чувством, тогда и воле – грош цена.

Разум и чувства, да не разлучат вас ни загсы, ни консистории. Разум и чувство нераздельно должны функционировать в человеке, быть человеком земным и небесным, а то – беда.

Разум и свобода, свобода чувств и разум! О, если бы эти три чувства заказать или повенчать!

Между телом и духом должна быть полная гармония – и будешь с большой буквы человек!

Тугой пояс терпения одевали для того, чтобы крепче сдавить почки и печень, которые являются очагами похотей и страстей, и чтобы создать согласие (конкордию) для ума и сердца.

Отказ от страстей и желаний, и бешеная погоня за ними оказываются равносильным вредом, и даже преждевременной гибелью. 7 августа 1968 год.

Князь Хилков мне нравится в своем мнении о разврате: «Разврат есть известное отношение к известной потребности духа»…

Плоть не может быть развратна – она не разумна!

Разум допускает разврат! Все, все только от разума!

Вся команда к разврату – разум.

Сознание имеет в своем распоряжении плоть, чувство, дух.

Грех – есть явление не только духовно-нравственное, но и телесно-физическое. .

Подвиг есть в сражении, подвиг есть и в борьбе, высший подвиг в терпении, любви и молитве. Сердце – рабочая камера правды и неправды, добра и зла. За сердцем следит ум.

x cac6e813Мы, будучи на небе, думаем о возвращении на землю и, будучи на земле, – думаем о небе. – Человек.

Перифраз: ищи себя только в себе.

Взвесь хорошо, кто он? – Ты! Тогда дружба или война.

Конечно, весьма удобно философски унижаться с самим собою. Да, эгоист не понимает двух сил в себе.

Мы часто после ошибок долго боремся с собою, сваливая все свои грехи то на судьбу, то на отца, то на Бога.

Хотя и трудно, но надо мирно жить с самим собой.

Подлинного гуманизма, любви к человеку без Бога не найдешь.

Школа познания воли Божией, школа познания человеческих скорбей.

Если из всех носовых платков мира, которыми вытирали слезы, связать лестницу до Неба, то человек все равно не достигнет желаемого рая, пока не пройдет тот путь, который ему Господом на земле предназначен. (При последних словах Владыка резко провел рукой по столу, изображая отрезок земной жизни человека).

Неомраченный храни в несчастьях дух.

Хвалу и клевету приемли равнодушно.

Впереди огонь, позади вода, тогда куда? За совестью.

Вступление в неведомый мир не так-то легко. Спеши еще в раннем возрасте бежать от судьбы и стремиться к Промыслу. (Св. Трифон.)

Во всяком народе делающий правду и боящийся Бога приятен Богу.

Чтобы попасть в рай, нужно прежде всего выполнить пять заповедей: 1. Накормить. 2. Напоить. 3. Одеть. 4. Посетить. 5. Простить.

Увлекаясь рассуждением – не трудно впасть в заблуждение. Голгофскую трагедию надо учитывать и все с тех времен прочитывать. А в конце жизни нашей спросят: «Где же любовь ваша?» 27. 01. 1974.

Митрополит Иосиф (Чернов)

 

ДУХОВНЫЙ ОРИЕНТИР

 

Почти 40 лет прошло со дня смерти Владыки Иосифа (Чернова), Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Когда Владыка был поставлен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру моему отцу не было еще и года, а моя мать и вовсе еще не родилась (что уж говорить обо мне), а этот человек уже был у Бога не на последнем счету. Владыка уже был во главе всей Казахстанской (тогда еще) Епархии, а меня, что называется, не было еще и в проекте.

x ba122fc9Однако, даже не живя с Владыкой на земле в одно и то же время, узнав о нем будучи уже далеко не ребенком, я, почему-то не могу не воспринимать его как самого родного для себя человека, и чувство это, думаю, разделяют тысячи людей, даже ни разу не видевших Митрополита Иосифа в живую.

Справедлив вопрос, чем же так замечателен этот человек? Что заставляет людей любить его, даже не видев его? Думаю, что таких причин не мало, но для меня Владыка Иосиф замечателен тем, что он, живя совсем близко по времени от меня, от моего настоящего смог, что называется, облечься во Христа, смог подражать воплотившемуся Богу настолько, что следы от этого видны даже для людей моего времени, и не просто видны, а заставляют стать неравнодушным к этому человеку. Этот человек смог быть тем, кем быть стремятся многие, он смог быть человеком с минимальной долей греха (ведь совсем безгрешным был только один Человек). Бесхитростный (называющий себя некнижным) но мудрый (настолько, что мог пересказывать огромные отрывки из книг), прямой (не имеющий лести) но не грубый (никогда не обижающий и не оскорбляющий), великий даже при жизни (здесь, думаю, коментарии излишни), но смиренный даже до смерти (будучи Митрополитом смиренно копающийся в саду своей резиденции и сам накрывающий на стол своим гостям).

Я, как будто, был там на Минина, в резиденции Владыки, и разговаривал с ним обо всем, через те свидетельства, которые донесли через года те люди, которые имели счастье лично видеть и говорить с Митрополитом Иосифом. И он не был занудно правильным, не тыкал мне (через своих реальных собеседников) на мои недостатки, но очень живо и добро подводил меня к вопросам веры, не укоряя меня, заставлял видеть мои плохие стороны, без наигранного фанатизма учил смиряться, любить Бога и ближнего.

Наконец, я имею непосредственную связь с Владыкой, через людей живущих и сегодня. Вот я говорю с замечательным человеком - Валерием Захаровым, бывшим мальчишкой на распутье, в то время, когда Владыку уже хотели сделать Патриархом. Ныне Валерий Захаров сам уже степенный, умудренный опытом протоиерей, настоятель Храма, который был кафедральным во время жизни Владыки. И вот я, разговариваю с человеком, который был очень близок к Митрополиту Иосифу в Храме, где нес свое последнее пастырское служение Владыка, и ощущаю что-то необыкновенное. Это ли не связь времен? Беседуя с Отцом Валерием, ощущаешь, что Владыка Иосиф где-то рядом. Да он в Самом Отце Валерии, в его взгляде исполненном любовью к ближнему, в его Богоугодных словах, в его Христоподобных делах.

В наше время всем нам очень не хватает элементарной доброты (не говоря уже о святости), мы слишком озабочены собой, и мир способствует этому все больше и больше. И сегодня для нас как никогда актуален взгляд на тех людей, которые воистину смогли противостоять злу своей жизнью. Как бы нам не отвечать злом на зло, не помнить зла, отдавать себя ближнему не прося ничего в замен, доходить до высот карьеры, творчества, духовной жизни и при этом не возноситься. Мне искренне жаль, что Святая Церковь еще, что называется, официально не признала святость Владыки Иосифа, однако, уверен, что это лишь вопрос времени.

А если Вы еще не знакомы с жизнью этого замечательного человека и христианина, выдающегося Иерарха Церкви обязательно сделайте это и Вы обретете верный ориентир в Вашей духовной жизни.

Антон Козлов

http://pritvor.kz/pridel/pritvor/razm

 

 

4 сентября

 

p18"Сегодня мы собрались у могилы приснопамятного владыки Иосифа, чтобы поделиться нашей Пасхальной радостью с умершими. Мы будем молиться об упокоении тех, кто пострадал в земле Казахстанской в годы гонений, о наших ближних родственниках и дальних предках. Не случайно в дни памяти усопших мы всегда собираемся у могилки владыки Иосифа. В личности владыки отразились судьбы целой эпохи. Он олицетворяет для нас XX век - столетие огненных испытаний, выпавших на долю Церкви. Даже преследования христиан в языческом Риме не идут в сравнение с системным уничтожением христианства в России. В языческом Риме они происходили время от времени, то затихали, то вспыхивали с новой силой. В Советском Союзе христиан уничтожали хладнокровно, системно и последовательно. В языческом Риме христиане могли спрятаться - в катакомбах (священных для язычниках местах), в пустынях, в горах. Для богоборческой власти священных мест не было, а государство в XX веке уже имело средства тотального контроля за передвижением населения. Тот режим был безжалостен.

Сегодня иногда говорят, что при Советской власти было хорошо - царил дух товарищества, продукты стоили дешево, было меньше криминала на улицах.

Действительно, в 60-х и 70-х годах прошлого века жизнь стала относительно спокойной и благополучной. Но прежде, чем такую жизнь установить - потребовалось уничтожить десятки миллионов ни в чем не повинных граждан, десятки миллионов православных христиан, пролить реки, моря крови. Да и благополучие это оказалось мнимым - в 80-х страна, не имеющая внутренней, органической скрепы, во мгновение ока разрушилась как карточный домик.

Вспоминая имя митрополита Иосифа и его современников, сподвижников, мы удивляемся силе их духа. Они пережили все - и сохранили светлый ясный ум. А испытания помогли им приобрети великую любовь. Их пример свидетельствует, что только религиозная вера дает человеческой душе настоящую, надежную основу, внутренний стержень, скрепу, которая позволяет человеку перенести все испытания, не сломаться, а выйти из них просветленным, очищенным и закаленным. Эта силы веры способна удержать любую общину, общество, государство от деградации и распада. Без религиозной веры невозможно смотреть в будущее с уверенностью и надеждой. Пусть пример наших мужественных родителей утвердит нас в нашей святой Православной вере..."

епископ Каскеленский Геннадий

http://mitropolia.kz/ru/novosti/sluzhby/

 

ИОСИФ, МИТРОПОЛИТ АЛМА-АТИНСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ

 

…В память владыки Иосифа газета "Новое русское слово" (Нью-Йорк) в феврале 1976 г. поместила следующую заметку Бориса Филиппова.

В сентябре прошлого года скончался восьмидесятидвухлетний митрополит mIosifАлма-Атинский и Казахстанский Иосиф Чернов. Прочитал я некролог в "Вестнике Русского Христианского Движения" — и сразу же вспомнились мне встречи с владыкой Иосифом, встречи, глубоко врезавшиеся в память.

Осень 1936 года. В Котласе нас, этап заключенных, направляемых в Ухтпечлаг, перегружают из забитых до отказа теплушек в трюмы огромных грузовых барж. Мы должны плыть до Усть-Выма, чтобы оттуда почти двести километров топать пешком — под конвоем уголовников и "бытовиков". Плыть нужно не один день, так как утлый, тщедушный пароходишко через силу тянет две гигантских баржи.

В трюме нельзя протянуть ноги: забитый людьми и их немудреными вещами, удушливо-зловонный трюм — один из сквернейших кругов дантова ада. Сидим впритык друг к другу, обливающиеся грязным потом, обовшивевшие, изнуренные. И мечтаем только об одном: хотя бы на полчаса прилечь, вытянуть ноги, как-то расслабиться. Только небольшое пространство в трюме не затолкано до отказа: это место, где расположилось духовенство, с большими сроками, направляемое в лагерь. Русские монахи и священники — и католические патеры, меннонитский пастор — и местечковые раввины, лютеранские пасторы — и старичок-мулла. И среди них — стройный, худощавый, в аккуратно подштопанном подряснике и черной скуфейке епископ Таганрогский Иосиф Чернов. Любопытно, что к этой группе духовенства не пристают даже завзятые уголовники, не только их не "курочат" (грабят), но даже, как видно, освободили им лучшее и наиболее просторное место в трюме.

И вдруг владыка Иосиф подходит ко мне и сидящему впритык со мною профессору-геологу Яковлеву, брюзге и чудаку, никак не могущему примириться с условиями этапа. Это он в теплушке требовал, чтобы молодой грабитель и убийца уступил ему, пожилому ученому, место у узкого полузабитого окна. Это он, обращаясь к отпетым уркам, увещевал их, напоминал о своих научных заслугах...

Владыка Иосиф ведет нас к своей группе и предлагает часок-другой полежать, отдохнуть, а он, владыка, и меннонитский пастор Герберт посидят в это время: они, мол, уже належались вдосталь. И также, после нас, были позваны еще и еще другие замученные вконец заключенные, а владыка Иосиф все сидел и сидел, и с ним вместе уступали место то раввин, то католический патер, то старенький мулла.

Трудно тому, кто не испытал прелестей советского этапирования заключенных, понять как следует — какое значение имел для нас этот двухчасовой отдых, эта возможность вытянуться во всю длину тела, эта возможность хотя бы немного побыть не в скорченном, сплюснутом другими грязными и потными телами состоянии!

По прибытии в Чибью (на Ухту) мы расстались. Владыку Иосифа направили на строительство тракта Чибью-Крутая, где он вскоре устроился поваром к начальнику строительства. И опять, стоило ему за чем-нибудь появиться в Чибью, он забегал к нам и всегда приносил что-нибудь со стола своего "хозяина": то несколько сдобных булочек, то кусочек сала, то горстку сахару. И нам, вечно голодным, это было не только материальной поддержкой, но и какой-то весточкой из другого мира.

А владыка, всегда веселый, жизнерадостный, приговаривал, частенько повторяя слова старца Амвросия Оптинского: "От ласки загораются глазки", — и хорошо улыбался.

И в трюме, и в лагере владыка избегал разговоров о религии, о Боге. Он старался только деятельно помочь, а когда скажем, тот же Яковлев затевал разговоры о высоких материях, видимо стеснялся и нехотя отговаривался:

— Ну, что-то мы, бедолаги, о Боге рассуждать будем. Ведь нам Его все равно не понять, не охватить нашей куцей мыслью. А вы вот лучше потихоньку молитесь о самом насущном, сегодняшнем...

И хорошо, ласково улыбался.

Был он несомненно умен — русским умом, открытым, чуть с лукавинкой, был по-хорошему простонародно остроумен и, главное, никогда не унывал. И соприкасающиеся с ним заражались его русским радостным умом сердца.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

http://www.pravoslavie.ru/smi/37083.htm

 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник перенесения мощей святителя Московского Петра

 

Сегодня мы празднуем память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В рядовом апостольском чтении, которое полагается читать сегодня, мы слышали замечательные слова из Второго послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит, что наши кратковременные легкие страдания производят вечную славу, когда мы взираем на невидимое, а не на видимое, ибо невидимое вечно, а видимое скоро проходит (2 Кор. 4:17-18).

Эти замечательные слова апостола означают, что страдания и трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни — в быту, в семейных отношениях, в общении с другими людьми; страдания, которые посещают нас в виде болезней, материальных трудностей и всего, что иногда кажется величайшим горем, — это на самом деле слабые, скоро преходящие страдания. Но и эти слабые и скоро преходящие страдания, по слову апостола, производят вечную славу, то есть приводят нас ко спасению. Однако для этого есть непременное условие — мы должны взирать на не временное, то есть скоро преходящее, а на вечное.

А что означает взирать? А это означает иметь цель, иметь жизненную установку, иметь приоритет и доминанту в мыслях, в чувствах, в жизни. Если мы устремлены к вечному, то, как говорит апостол Павел, легкие, скоро преходящие страдания, которые, конечно, ранят нас, которые отнимают энергию и силы, которые иногда резко понижают наш эмоциональный уровень, — так что мы находимся в скорби, в печали, а иногда плачем, тоскуем, даже ропщем, — вот эти скоро преходящие и легкие пред лицом вечности страдания производят вечную славу, вводят нас в славу 111Божию, когда мы не теряем жизненного ориентира, когда перед нами вечность, которая в человеческой истории явлена через Господа нашего Иисуса Христа через Его слово, через Его послание к нам, через Его великое Божественное учение.

Что же происходит с нами, когда мы имеем эту Божественную вечную доминанту в жизни и одновременно проходим через страдания? Они становятся легкими и скоро преходящими, по слову апостола Павла.

И эти слова апостола получали блестящее подтверждение на протяжении всей человеческой истории, особенно истории новозаветной, истории Церкви. Мы знаем, что страдания, которые испытывали исповедники и мученики, были легкими в очах Божиих, скоро преходящими; и мы уже не столько говорим об этих страданиях, а просто отмечаем, что через них люди обрели спасение, потому что взирали на вечное — и в тюрьмах, застенках, и будучи оскорбляемы и угнетаемы, подвергаясь лжи и клевете, будучи презираемы и отвержены обществом. Они были сором, как в другом месте говорит апостол Павел, для мира (см. 1 Кор. 4:13), но страдания их оказались скоро преходящими и легкими в масштабах вечности, и сегодня они, в подтверждение слов апостола Павла, вместе с Богом утверждают вечную славу.

А почему мы говорим об этом в связи с празднованием памяти святого Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси? А потому что он прошел через многие страдания в жизни. Он был избран и поставлен на Киевскую кафедру, стал Предстоятелем Русской Церкви в то время, когда татаро-монголы уже завоевывали одно княжество Руси за другим, когда был повержен Киев, когда были разрушены его стены, когда разного рода кочевники, убийцы, насильники, бандиты, грабители, проходили через этот город, опустошая все, что там оставалось. Получив посвящение в митрополиты всея Руси в Константинополе, святитель Петр, будучи уроженцем Волыни, Западной Украины, как мы бы сейчас сказали, приехал в Киев. Наверное, у него было желание там остаться, чтобы как-то объединить вокруг Первопрестольной кафедры все земли Русские, но не получилось. Жить там было невозможно, и тогда он переезжает в город Владимир, куда к этому времени уже переехал и великий князь, — там оказался центр всей исторической Руси.

Но и там были скорби. Сердце святителя разрывалось от вестей, которые он получал и с юга, и с запада, и с востока. Разделялась единая Русь, ее терзали междоусобные брани, ослаблялись связи внутри Русской Православной Церкви, и поэтому святитель, живя во Владимире, много путешествовал, посещал княжества, встречался с архиереями и всех старался сохранить в единстве.

А затем произошло событие трудно объяснимое. Иван Данилович Калита, который был князем Московским, правителем небольшого удельного княжества и небольшого малоизвестного города, приглашает святителя из столицы — пусть временной, но столицы, из города Владимира — переехать в Москву. Это было странное приглашение, но еще более странным был ответ. Святитель Петр соглашается и переезжает в Москву, и здесь утверждает общерусскую кафедру, кафедру всея Руси. А в ознаменование этого события закладывает тот самый Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся.

222А что означал тогда переезд митрополита всея Руси из одного города в другой? Это означало, что великий князь не мог быть в другом месте, кроме того, где была кафедра Первосвятителей. Великие князья переезжают в город Москву, и этот небольшой город начинает развиваться, набирать силу, и становится столицей всея Руси с Первопрестольной кафедрой.

Но как же много скорбей претерпел святитель Петр! Нам, отдаленным от него столетиями, трудно даже представить этот образ старца, который в тяжелейших условиях переезжает из одного места в другое, проповедует, служит, убеждает, сохраняет единство. Его, по слову апостола, легкие и кратковременные страдания были страданиями реальными, но поскольку он взирал на вечное, а не на временное, искал не политическую выгоду, не экономическую силу, не спокойствие и могущество, а трудился для сохранения единства Святой Руси, Господь и даровал ему вечную славу.

И сегодня святитель, жизнь свою отдавший за единство Святой Руси, проповедует это единство всем, являясь великим укором для тех, кто желает разорвать единство Русской Церкви. Мы знаем, как те, кто желает оторвать Церковь в Украине от Церкви всея Руси, не любят вспоминать святого Петра; как не любят вспоминать и святителя Алексия; как не любят вспоминать то, что князь Владимир, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским; как не любят вспоминать и то, что Ярослав Мудрый, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским, и то, что он, будучи Киевским князем, основал Ярославль на тогдашних северо-восточных окраинах исторической Святой Руси.

Святитель Петр отдал все свои силы, — будучи сыном Западной Украины, как сейчас бы об этом сказали (в то время Волынь так не называлась), имея поддержку князей Галиции, которая в то время была исключительно православным княжеством, — в борьбе за сохранение единства Руси. И до сих пор его пример является частью нашей общей борьбы за сохранение единства — духовного единства Святой Руси и единства Церкви нашей. И верим, что если будем устремляться к вечному, а не ко временному, то Господь поможет и нам в нашей жизни — и личной, и семейной, и общественной; и в церковной жизни преодолевать кратковременные и легкие страдания, чтобы стяжать вечную славу. Верим, что дивный пример святителя Петра, его молитвенное предстательство о Церкви Русской будет всех нас укреплять, чтобы все жизненные невзгоды и все наши человеческие скорби мы преодолевали той силой, которая исходит от Бога в ответ на нашу устремленность к вечному. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

http://www.patriarchia.ru/db/text/3212065.html

 

Пророк Самуил

 

1452 сентября мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал «единственным» своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших...

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу... И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую им «обещает» Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия... Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы... Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать «одним из» народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя...

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря... Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть «одним из» народов, но согласились уже не быть и «народом,» а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в «ужасе,» и почему «ужас» Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.

митрополит Антоний (Сурожский)

http://azbyka.ru/days/2014-09-02

 

Притчи

Когда одного византийского святого X века спросили, как надо молиться, он сказал: «Молитва-то простая: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Вопрос в том, как ее говорить. Представьте себе, что человека обвинили в преступлении. Неважно, заслуженно или нет, – но его ведут на смертную казнь. Никакие апелляции не помогли, приговор окончательный. Его ведут из тюрьмы на центральную площадь города, на плаху. И путь его лежит мимо царского дворца. И последний шанс его в том, что царь может помочь. И он должен закричать: "Государь, помилуй!", да так громко, чтобы царь услышал и помог. Вот так же надо кричать "Господи, помилуй!". Не в смысле громко. А чтобы сердце и совесть трепетали. С такой же надеждой, с таким же отчаянием...»

***

Однажды к старцу пришли двое юношей и спросили его: «Скажи нам, святой отец, как умертвлять худые наклонности и искоренять пагубные привычки?» Старец попросил одного из них вырвать молодое деревце, что тот легко сделал. После этого он попросил вырвать другое. Юноша вырвал и второе, но оно было крепче, и ему пришлось потрудиться. Пустынник подвел юношу к третьему, высокому и крепкому, дереву. Вырвать его не удалось даже обоим юношам.

После он сказал: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи на эти деревья: если они недолго росли и недавно вкоренились в сердце, то одной твердой воли достаточно искоренить их; но если они глубоко пустили свои корни, то уже очень трудно или почти невозможно господствовать над ними». Итак, трудитесь, пока есть время, пока тяжкая борьба не превышает сил ваших!»

***

Два монаха переходили вброд бурную речку. К ним обратилась за помощью красивая молодая женщина с просьбой помочь перейти слишком глубокий для нее брод. Старый монах молча взял ее на плечи и перенес на другой берег

Уже на подходе к монастырю молодой монах прервал молчание и спросил старца: «Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а ты не только прикасался, но и нес ее на своих плечах!»

Старец рассмеялся и ответил: «Я оставил ее возле реки, а ты все еще ее несешь».

 

Православный Календарь с 31 Августа 2014 г. по 6 Сентября 2014 г.

Воскресенье, 31 Августа 2014 года. Неделя 12-я по Пятидесятнице.

289ca594b3e8Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра (II). Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена Римских (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок 830). Прп. Иоанна Рыльского (946). Прп. Варнавы и племянника его прп. Софрония, монахов (Греч.). Прп. Христофора, игумена (Греч.). Иконы Божией Матери: Всецарица (Пантанасса)  

Понедельник, 1 Сентября 2014 года. Седмица 13-я по Пятидесятнице.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (284-305). Свт. Питирима, еп. Великопермского (1456).Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.). 

Вторник, 2 Сентября 2014 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила (XI в. до Р.Х.).Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304). Мч. Лукия сенатора, Кипрского. Мчч. Илиодора и Досы, Персидских

Среда, 3 Сентября 2014 года

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44).Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305-311). Прп. Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII). Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII-XIII). Прп. Феоклиты из Малой Азии. Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, и ученика его, прп. Авраамия. Прп. Ефрема Смоленского. 

Четверг, 4 Сентября 2014 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305-311). Сщмч. Горазда, еп. Богемского и Мораво-Силезского (1942) (Серб.). Сщмч. Афанасия еп. (270-275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270-275). Мц. Евлалии девы Барселонской (ок. 303). Прп. Исаака (первого) Оптинского. Новосщмчч. Ефрема (Кузнецова), еп. Селенгинского и прот. Иоанна Восторгова (1918). Грузинской иконы Божией Матери (1650). Поминовение Митрополита Алматинского и Казахстанского Иосифа (Чернова)(1974).

Пятница, 5 Сентября 2014 года.

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, патриарха Константинопольского (705). 

Суббота, 6 Сентября 2014 года.

Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479). Прп. Арсения Комельского (1550). Мч. Татиона (305). Мц. Сиры (Киры), девы Персидской (558). Прп. Георгия Лимнеота (ок. 716). Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306). 

 

333

Святитель Петр, моли Бога о нас!

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00