• slide10
  • slide1
  • slide9
  • slide6
  • slide8

1-я седмица Великого поста (17.03.2013)

Видеозапись чтения Канона Андрея Критского, службу ведет епископ Каскеленский Геннадий 19 марта 2013 г.
Видеозапись чтения Канона Андрея Критского, службу ведет епископ Каскеленский Геннадий
19 марта 2013 г.
Канон прп. Андрея Критского (4я часть) в Свято-Никольском соборе г. Алматы. Читает духовенство собора 21 марта 2013 г.
Канон прп. Андрея Критского (4я часть) в Свято-Никольском соборе г. Алматы. Читает духовенство собора
21 марта 2013 г.

nb66544

Изгнание из Рая. Прощеное Воскресение

nb66545

Святые мученики Севастийские, молите Бога о нас!

nb66546

22 марта - В праздник 40 мучеников, в Севастийском озере пострадавших, настоятель нашего храма митрофорный протоиерей Валерий Захаров отмечает день своего тезоименитства

Поздравляем Вас, дорогой отец Валерий, с днем Вашего тезоименитства!

Искренне желаем, чтобы Предстательством Царицы Небесной и по молитвам священномученика Валерия и всех Ваших небесных покровителей - Всеблагий Господь, взирая на Ваши труды во благо Святой Матери-Церкви, укрепил Вас в несении многотрудного пастырского служения, даруя доброе здравие и благоденствие Вам и Вашим близким на многая иблагая лета!

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, c днем особенным. Это последнее воскресенье перед Великим постом - Прощеное воскресенье, когда Церковь вспоминает событие, случившееся в самом начале человеческой истории - изгнание первых людей из рая. Что означало то событие, которые мы можем себе представить видимым образом - через повествование Библии, иллюстрации художников, но, конечно, не можем представить реально?Слово Божие донесло до нас великую истину о том, что человек был отвергнут Богом в ответ на сознательное и разумное неприятие человеком Божиего закона жизни. Это и составляет суть того образа, который Библия дает нам в повествовании об изгнании первых людей из рая.

Человек не захотел исполнять Божий закон, Божию заповедь, и Бог предоставляет ему полную возможность жить по своему разумению. Изгнание из рая - это и есть пресечение Божией благодати. Человек приобретает полную автономию от Бога. Никаких особых Божественных сил не изливается отныне на человека, он сам становится господином своей собственной судьбы. Он обретает свободу не от греха, а свободу от Бога. И мы знаем, что потом произошло. Великое значение Библии - в том, что она рисует картины прошлого, связывая их единой причинно-следственной связью, и помогает уразуметь, почему человек согрешивший, отпавший от Бога, прошел через неисчислимые страдания, через разрушение своей собственной личности, через разрушение нравственного порядка во всем человеческом роде.

nb66547

Через многие сотни, а, может быть, даже тысячи лет, ибо библейская хронология условна, род человеческий достиг в этом автономном, свободном от Бога бытии такого состояния, что его нравственная суть, его общественное поведение стали несовместимы с самой жизнью. Грех привел людей и всю человеческую цивилизацию к коллапсу, к концу света. Уже невозможно было жить дальше, потому что грех всегда несет за собой смерть; и угроза самоуничтожения человеческой цивилизации была столь велика, что Бог вторгается в эту человеческую историю, низводит на род человеческий всемирный потоп, и вода потопа прекращает человеческое беззаконие.

Мы знаем, что и после потопа люди, отключенные от Божественной благодати, от общения с Богом, не могли удержаться от греха. За последующие тысячелетия снова накапливался грех, вновь угрожая самому бытию человеческого рода, но в тот момент, когда люди, может быть, жили так же, как те, кто погиб в водах всемирного потопа, Господь не низвергает на землю кару свою, но дает Сына Своего Единородного, Который становится человеком, Который живет по закону Божиему, в Своей личности воссоздавая то, что было утрачено Адамом, Который ради верности Богу Отцу идет на страдания и смерть, на клевету и поношения, Своею пречистой и безгрешной Кровью искупая грехи человеческого рода.

Так восстанавливается через Спасителя та самая связь, что была разрушена Адамом. Бог вновь изливает Свою благодать на людей - на тех, кто не желает уйти из рая. Это не значит, что живущие в общении с Богом - люди безгрешные, святые, непорочные. Но это означает, что даже на людей грешных и слабых, но желающих жить по закону Божию, исповедующих свой грех, изливается Божественная благодать.

nb66516

И мы знаем, что в истории человечества были такие периоды, когда стремление жить по Божией правде охватывало огромное количество людей, целые государства. Ни одно государство никогда не было способно осуществить в полной мере Божию правду, но благочестивые цари, сознавая это, стремились, чтобы и общественное бытие, и принимаемые законы способствовали не только материальному устроению жизни, но и духовному возрастанию людей.

Но в какой-то момент истории (некоторые говорят, что это произошло примерно 500 лет назад, а может быть, и ранее) в сознании людей все больше и больше стала развиваться идея автономности от Бога - той самой автономности, которой так радикально достигли первые люди, изгнанные из рая. Идея полной автономности и полной свободы от Бога стала постепенно входить в мировоззрение, в философию, в политическую философию, в законодательство. Это привело к тому, что государства сняли с себя всякую заботу о духовной жизни людей, и мы знаем, к чему привело это общественное развитие - к революциям, к войнам, к помрачению умов.

Вот и сегодня многие наши люди, несмотря на страшные исторические примеры губительности автономного существования вне Бога, стремятся вновь навязать эту автономию, настаивая на том, что согласно этому безбожному миропорядку должен жить весь род человеческий, - будто не было вселенского, всемирного потопа, будто не было пришествия в мир Спасителя. Но мы, наученные словом Божиим, должны помнить, что всякая автономия человека от Бога, всякое поставление человека в центр миробытия, всякая попытка человека самому себе усвоить право определять, что есть добро, а что зло, приводят к бесчисленным и страшным потрясениям для всего человеческого рода. И возникает вопрос: а что же те люди, которые сегодня проповедуют это право, более того, необходимость жить вне Бога? Неужели никогда не открывали Библию, неужели не знают историю? Знают, открывали, но повторяют то, что совершил Адам, подвергаясь дьявольскому искушению и соблазну.

Сегодня мы вступаем в Великий пост и неслучайно вспоминаем в этот день изгнание первых людей из рая. Великий пост должен научить нас тому, что всякая наша автономия от Бога, всякая потеря религиозного чувства, всякая потеря того, что есть молитва и покаяние, означают духовную гибель человека. И Великий пост даруется нам, чтобы, напрягая свою волю и свой разум, мы могли укрепиться в понимании того, что полнота человеческой жизни, мир, радость, благополучие, процветание могут быть только тогда, когда человек согласует свою волю с волей Божией, когда он живет по Божиему закону.

Великий пост является школой доброделания, богомудрствования, школой молитвы, школой покаяния - и это самое главное. Мы сопровождаем этот период ограничением в пище, в развлечениях не потому, что само по себе ограничение имеет ценность, но потому, что оно является необходимым инструментом воздействия на наш разум и на наши чувства. И будем надеяться, что поприще Великого поста в этом году пройдет еще большее количество наших соотечественников и еще большее количество людей на своем опыте почувствует благодатное воздействие всего того, что пост открывает человеку, обретет мудрость, духовную силу и, что самое главное, возможность увидеть благость и милость, которую Бог источает в отношении всего Своего творения.

www.patriarchia.ru

Изгнание из рая

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Более месяца назад Святая Церковь как чадолюбивая матерь начала готовить нас к вступлению в Великий пост. Сегодня, братья и сестры, мы стоим на пороге этого поста. Церковь сделал все для того, чтобы великопостное время было для нас полезным и спасительным. Теперь от нас зависит, насколько все это осуществится.

Из опыта нашей жизни мы знаем, что иногда, усердно готовясь к посту, мы далеко не всегда проводим это время с пользой. Проходит первая седмица, и мы ловим себя на мысли, что силы наши уже истощились, желудок требует перейти вновь на скоромную пищу. Как совершали мы грехи, так и продолжаем их совершать. Так для чего же из года в год Святая Церковь вновь и вновь вводит нас великопостный период? Чтобы лишить нас земных радостей и удовольствий, сделать нас ограниченными в деяниях и поступках? Нет, не для этого Святая Церковь предлагает нам это спасительное время.

Сегодня Церковь напомнила нам о самом трагическом событии, которое имело место в истории человечества - изгнании наших прародителей из рая. Господь сотворил человека как венец всего творения, чтобы он пребывал постоянно в раю и жил вечно, но человек не воспользовался этой возможностью и нарушил Божественную заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. За свое непослушание и невоздержание человек лишился рая. Адам был не только первым человеком, который познал грех, - он был первым, кто принес Богу покаяние. Под сводами этого святого храма мы имели возможность слышать слова церковного песнопения: "Сидел Адам напротив рая и горько плакал". Далее мы слышали слова, с которыми Адам обращался к Богу: "Помилуй меня, Господи. Помилуй меня падшего".

Не случайно Святая Церковь перед началом Великого поста напоминает нам об этом событии. У нас должно возникнуть искреннее желание вернуться в отеческие обители. Поэтому еще за три недели до Великого поста Церковь напомнила нам о человеке, который ушел из отеческого дома, но который имел решимость вновь вернуться к своему отцу. Вот так и мы, как наш прародитель, должны принести Богу искреннее и чистосердечное покаяние, потому что жизнь с Богом невозможна без покаяния. Именно для этого нам предлагается великопостное время - чтобы каждого из нас подвигнуть к покаянию. Истово постясь и принося Богу искреннее чистосердечное слезное раскаяние, каждый из нас имеет возможность вернуться к своему Небесному Отцу и начать жить с Богом. В этом наше предназначение.

Поэтому не будем тяготиться временем Великого поста. Будем с усердием нести великопостный подвиг, помня, как Адам согрешил невоздержанием. Через воздержание и очищение своей души будем устремляться к Богу. Дай Бог, чтобы у всех нас хватило сил. А чтобы сил хватило, будем с усердием просить Бога о Его Божественной помощи и Божественной благодати, которая "немощная в нас врачует и недостающая восполняет",и будем с усердием посещать великопостные богослужения.

На этих богослужениях мы услышим удивительные слова молитвы преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

В этой молитве мы просим Бога избавить нас от тех постоянных грехов, которыми мы чаще всего согрешаем, и чтобы вместо них Он даровал нам величайшие добродетели: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Терпение - добродетель, которой нам так не хватает. Часто, начав какое-то дело, мы бросаем его на полпути. И мы просим Господа даровать нам терпение, чтобы крест, который мы несем в этой жизни, мы пронесли достойно, высоко и свято, без ропота, без сожаления, но с благодарностью Богу за всё.

Дай Бог, чтобы все мы достойно прошли великопостное поприще для того, чтобы в это короткое время, соединившись с Богом, мы имели бы решимость в дальнейшем никогда не расставаться с Ним. Кто-то может сейчас сказать: а я не хочу расставаться с Богом, Бог пребывает в моем сердце, и я пребываю с Богом. К сожалению, братья и сестры, это далеко не так. Порой нам только кажется, что мы живем с Богом. Для того чтобы понять, живем мы с Богом или вдали от Него, будем постоянно анализировать поступки и слова, которые мы совершили и произнесли в течение дня. Даже те мысли, которые посещали наше сознание. Если мы будем беспристрастны к самим себе, то поймем, что поступали мы не по заповедям. Обращаясь к каждому из нас, Господь говорит: "Возлюби ближнего своего; прощай брату своему". Прощаем ли мы окружающих людей? Не носим ли в своем сердце зла на них и проклятья? Часто мы не готовы, да и не желаем простить нашего обидчика, считая его виноватым. А если это так, то разве может быть Бог в сердце?

Сегодня мы слышали слова апостола Павла: "Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света". (Рим.13:12). День это свет, а значит, в нашей жизни не должно быть никакой тьмы, никакого греха - вот для чего даруется нам великопостное время. Будем помнить, что Бог постоянно обращается к каждому из нас: "Человек! Покайся, опомнись, очнись. Начни новую жизнь, живи во свете, а не во тьме. Совершай добрые дела и поступки, отрекись от греха. Будь Моим верным чадом". Так давайте это немногое время - всего лишь семь недель - посвятим Богу. Семь недель это примерно одна десятая часть года, и по заповеди мы обязаны отдать эту часть Богу. То есть посвятить это время не себе, а посвятить его Богу, для того чтобы обожиться - к этому призывает нас Господь и этому учат нас святые отцы.

Помолимся Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, Его Пречистой Матери Деве Марии, всем святым угодникам Божиим о том, чтобы милостью Божией, покровом Царицы Небесной и молитвами святых угодников Божиих Господь сподобил нас достойно, высоко и спасительно пройти днями предстоящего Великого поста и в духовном ликовании встретить Светлое Христово Воскроесение. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2012г.

Великий Покаянный Канон св. Андрея Критского

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь. 

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский. 

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

nb66549

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".

www.diveevo.ru

Слово на первой седмице Великого поста

Грех, который был совершен в ангельском мире, а затем и в роде человеческом, имеет своим содержанием, своей природой противостояние Богу. В ангельском мире это противостояние выразилось в противоборстве, ибо ангел, ставший диаволом, пытался занять место Бога, низвергнуть Бога, разрушить Божий замысел о творении, почему и именуется диаволом - противником. И грех, зло отобразились в роде человеческом - если не противоборством Богу, то, по крайней мере, отказом человека от того, чтобы Бог определял его жизнь.

Этот отказ выразился в неприятии Божиего закона, Божией заповеди. И противостояние Богу, отказ от Бога имели своим последствием то, что люди, не пожелавшие жить по Божиему закону, стали устраивать жизнь по своему собственному разумению, по своим собственным понятиям и законам. Святые отцы справедливо утверждают, что сущностью греха являетсягордость, гордыня, потому что именно гордость - это та движущая сила, которая противопоставляет человека Богу. Поэтому гордость, согласно святоотеческому учению, есть не один из столь многочисленных пороков, которые захватывают человеческий ум и сковываютчеловеческую волю, а подлинное и полное выражение самой природы греха.

Но есть еще нечто хорошо нам известное, что святоотеческая мысль также относит к выражению самой природы греха, - это ложь. Что означал отказ диавола, а затем и человека, от Богом определенного порядка жизни? Он означал ложь, потому что Бог-Творец предначертал и человеку, и космосу, и всему миру тот путь, который привел бы творение в единство с Богом - так, чтобы, по слову апостола, был Бог всяческая во всем (1 Кор. 15:28). А если был найден иной путь жизни, не соответствующий Божией правде, значит, то был ложный путь; а потому совершенно очевидно, что отказ от Бога, тем более противоборство Богу, есть ложь. Недаром Господь, говоря о диаволе, утверждает, что он есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44), - потому что деяние диавольское, выразившееся в противоборстве Богу, и есть абсолютное выражение лжи, которое было усвоено и родом человеческим.

Итак, гордость и ложь являются не отдельными пороками, наравне со многими другими, а выражением того, чтО есть грех, чтО есть зло. Именно поэтому последствия человека, основывающего свою жизнь на гордыне и лжи, - самые опасные и самые разрушительные.

Мы знаем, что у лжи есть два очень опасных последствия. Если ложь становится для человека обычным делом, если она становится его природой, то в таком человеке развивается двоедушие. Но не может человек постоянно говорить ложь и поступать по лжи - он будет рано или поздно разоблачен, ибо люди по нравственной природе своей, каковая есть от Бога,не признают ложь за добродетель - по крайней мере, пока не признают. Если же ложь уравняется с правдой, это будет означать конец света и конец человеческой истории. Пока еще люди в той или иной мере сопротивляются лжи, и для того чтобы лжец не был опознан, чтобы ложь его не стала очевидной, он вынужден скрываться, он вынужден жить как бы двумя жизнями. Одна жизнь - это, собственно, его жизнь, наполненная ложью, а другая - это та, которую он предъявляет окружающим его людям. Это состояние души, это поведение мы называем лицемерием. Двоедушие, лицемерие есть самое непосредственное следствие лжи в человеческой жизни.

Что же получает лжец? Что получает лицемер? Ведь невозможно всю жизнь лгать и не быть разоблаченным - рано или поздно тайное становится явным, и люди, которые сознают, что им говорят неправду или с ними поступают по неправде, начинают дистанцироваться от такого человека, подозревать его во лжи. Так развивается чувство недоверия. Недоверие есть результат лжи - если нам лгут, то мы начинаем не доверять.

Очень многое в жизни человеческой строится на доверии. Невозможно каждое соглашение между людьми построить на основе обязательных к исполнению юридических документов. Абсолютное большинство всего того, что связывает нас с другими, основывается на доверии. На доверии основывается брак, на доверии основываются отношения между детьми и родителями, на доверии основываются многие общественные отношения. Чем выше доверие в обществе, тем общество здоровее; чем больше доверия, тем легче жить.

Сегодня, когда обман стал делом обычным, нередко вспоминают стародавние дни, когда русские купцы заключали многотысячные контракты, не ставя своей подписи под договором, а просто сказав друг другу честное слово. Можно себе представить, какой была бы сегодня жизнь, насколько бы она была проста иприятна, если бы доверие присутствовало в общественных и межличностных отношениях. А если мы говорим и творим ложь, то мы разрушаем ткань общественных и личных отношений, мы наказываемся не только в будущем веке, но и кошмаром нашей человеческой жизни, будь то жизнь семейная или общественная.

Ложь порождает не только недоверие, но и нечто большее. Ведь человек, который не доверяет, может по-разному вести себя по отношению к тому, кто, как ему кажется, говорит или совершает неправду. Нередко люди, не доверяющие лжецу, наносят упреждающий удар, опасаясь, что лживый человек может причинить им зло, - поэтому именно ложь провоцирует конфликты и агрессию. И когда сегодня мы слышим слова недоумения и горечи по поводу ожесточения в человеческих отношениях, то нужнопомнить, что причиной всему грех, который проявляет себя во лжи.

Как же должен вести себя христианин? Он должен понимать, что ложь - это диавольское дело. Если мы говорим и творим неправду, то мы становимся в одном ряду с диаволом и ангелами его, потому что он есть лжец и отец лжи. У христианина не может быть иной жизненной позиции, кроме как утверждать правду и быть на стороне правды.

Очень трудно уберечься от лжи в многоразличных, весьма сложных человеческих обстоятельствах. Некоторые считают, что ложь есть способ уберечь себя - от гнева начальства, от неприязненного отношения окружающих, и многие используют ложь как защиту. Но бывает и так, что мы с легкостью используем ложь не только как защиту, а просто произносим пустые и лживые слова, развлекая небылицами самих себя и тех, с кем мы общаемся. Поэтому нужно помнить, что всякое лживое слово есть грех пред Богом.

Когда-то, еще ребенком, беседуя со своим покойным благочестивым родителем, я спросил его: "Папа, как же можно прожить жизнь и не говорить неправды?" Отец ответил мне нечто, что я до сих пор храню в своем сердце как его заповедь - думаю, и заповедь Божию. Он сказал мне простые слова: "Сынок, никогда не говори неправды, но кто тебя тащит за язык говорить всю правду?" Думаю, что это самая правильная и богоугодная позиция в ситуации, когда слово правды может нанести вред нам самим или окружающим нас людям. Тогда нужно удержать язык свой от зла и сотворить благо (см. Пс. 33:13-14). Именно так - золотым молчанием - и святые отцы, и подвижники благочестия отвечали на всяческую человеческую неправду, особенно ту, что подталкивала их отвечать неправдой на неправду.

Дни святого Великого Поста даны нам для того, чтобы мы могли молитвенно размышлять о грехе, о зле, об их последствиях для человеческой жизни, размышлять о святости, размышлять о добродетели, и думать также о том, что в нашей душе происходит, где мы в этой борьбе между добром и злом, между Богом и диаволом. В течение этих длительных великопостных богослужений у нас есть возможность сопрягать размышления о самих себе, о своей жизни с молитвой, прося Господа укрепить нас в противоборстве греху, который разрушает нашу жизнь здесь, на земле, и закрывает перед нами врата жизни вечной. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

www.patriarchia.ru

ЖИЗНЬ СО ХРИСТОМ

Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

nb66550

Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.

Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: "И я христианин!" - и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.

Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор.

Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим: одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди её гонителей внезапно обретались исповедники веры.

Как происходит избрание Господом? Мы слышим в этот день в Евангелии о том, что тайна спасения каждого человека глубока, и один Сердцеведец Господь знает, кто устоит в час испытаний, а кто отречётся от веры. Не имеет значения, когда человек призывается ко Господу: среди первых или среди последних. Можно в течение всей жизни быть как будто со Христом и в Церкви, а в последний час отречься от Христа. И целый народ как будто может быть с Богом, а потом отвергнуть Его, как это было с богоизбранным израильским народом.

Как таинственен Промысл Божий! Одни приходят в первый час, другие - в третий, в шестой, иные - позднее, а некоторые, оказывается, уже тогда, когда как будто бы нет им совсем никакой надежды - в час одиннадцатый. Одних Господь призывает к Себе, когда они находятся в расцвете юности, других - в пору зрелости, третьих - когда жизнь их уже на закате. Одни могут достигнуть Господа в течение одного часа, как разбойник благоразумный, а другим недостаточно целой жизни, чтобы придти ко Христу.

В Откровении апостола Иоанна Богослова говорится о таинственном небесном граде, имеющем двенадцать врат, которые открыты всегда - и днём, и ночью (Откр., 21). Есть врата, обращённые на восток, и есть врата, обращённые на запад. Одни люди входят в этот небесный град, когда жизнь их только начинает восходить как утренняя заря, другие - когда жизнь их приближается к ночи.

Одних Господь призывает, когда они, как говорится, насыщены днями и трудами, и много успели совершить здесь, на земле; других - когда они только стоят на пороге взрослой жизни, исполненные каких-то, может быть, очень благородных устремлений; а третьих - когда они ещё не успели начать жить.

И всех Господь одинаково принимает вне зависимости от того, когда, в какой час, в каком возрасте призывается к Нему человек. Он ко всем сострадателен, и особенно к тем, которые никак не могут к Нему придти. К тем, которые стоят до одиннадцатого, последнего часа, как работники, которые хотят потрудиться, хотят все свои способности, таланты применить в жизни и не находят им применения.

Они никому не нужны. А может, у них и талантов никаких особенных нет, и потому никому они не нужны. Господь всегда исполнен глубокого сострадания к таким людям. И их тоже Он приглашает к Себе, и даёт им Свой труд, который, как выяснится, ничем не меньше труда других людей. И мы с изумлением видим, с какой щедростью Господь одаряет всех приходящих к Нему. Одни трудились в течение целого дня, другие - всего один час, и ни зноя, ни тяготы дневной не понесли. Но всем Он дает одинаковую плату.Нам раскрывается очень важная тайна нашей духовной жизни - что на самом деле Господь принимает не количество наших трудов, а нашу любовь. Важнее всего, каким внутренним содержанием исполнено то, что мы делаем.

Бывает, что человек приносит много на храм. И в Евангелии сказано, что "многие богатые клали много". Какой-нибудь "новый русский" хочет пожертвовать неизвестно как приобретенные большие деньги - и возникает вопрос: может ли Церковь вообще принять его дар? А бывает, что человек - как та самая вдова, которая положила свою скудную лепту, и Господь говорит, что она больше всех принесла, "ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела".

Вот чем определяется жизнь человека и то, с чем он приходит к Церкви. Это так понятно: бывает, ребенок подарит любимой маме в день рождения свой неумелый рисунок - кажется, что может значить этот подарок? Но радостью просияет мать, он ей дороже всякого другого подарка. Точно так же, только ещё в бесконечно большей степени, измеряется то, что мы приносим Господу. Будем внимать этой тайне жизни, молясь за наших усопших, вспоминая наших новых мучеников Российских.

Судя по Писанию, испытания, бывшие в IV и в XX веке, ещё предстоят Церкви на самом последнем повороте истории. Те испытания, когда каждый человек, вся Церковь, всё человечество должны будут встать перед выбором - тем страшным выбором, который люди совершили, когда кричали: "Не Его, но Варавву".

Перед тем выбором, который кто-то сделал, предпочитая эти "тёплые бани" - жизнь во всём её соблазнительном разнообразии - Христу. Это будет последний выбор перед кончиной мира. Он уже происходит на наших глазах.

"Сыне, дай мне твоё сердце", - говорит Господь. Кто-то может заниматься грандиозной деятельностью, как будто бы христианской, и занимать очень важное место в Церкви, а кто-то может быть никому не известным, скромно исполняя свой каждодневный долг. Но Господь испытует сердца и принимает всех не по внешнему служению, а по тому, каким духом исполнен в этом служении человек: открывается ли он Христовой щедрости, Его безграничной, через Крест открываемой нам любви.

Сорок мучеников освящают своим подвигом всю святую Четыредесятницу. Сорок мучеников - каждый день дается нам возможность рождаться и умирать. Умирать для греха, быть исповедниками Христовой истины и правды - теми, кто целует смерть со Христом и готов оплевать жизнь, в которой нет Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов

russdom.ru

Молитва 40 Севастийским мученикам

О святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом ваших святых молитв сохранени будем от всех зол даже до последняго дне и часа скончания нашего, и тако прославим о вас Всесвятое достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы,Отца и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

nb66551

Действенны только молитва, молчание и любовь

Действенны только молитва, молчание и любовь. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Христе действительно помогает. Пока вы будете любить детей только человеческой любовью, которая часто эгоистична, их поведение будет плохим. Но когда ваша любовь друг к другу и к вашим детям станет христианской и святой, у вас не будет никаких проблем. Святость родителей спасает детей. Для того чтобы это произошло, необходимо, чтобы Божественная благодать подействовала на души родителей. Никто не становится святым сам по себе. Та же самая Божественная благодать впоследствии просветит, согреет и оживотворит души детей.

Часто мне звонят даже из-за границы и задают вопросы о своих детях и о других вещах. Вот позвонила одна мать из Милана и спросила, как ей вести себя с детьми.

Я сказал: "Молись и, когда нужно, говори с детьми с любовью. Больше молись и меньше говори. Всем требуется много молитвы и мало слов. Не будем навязчивыми, нужно тайно молиться, а потом уже говорить, и Господь даст нам почувствовать, восприняты ли наши слова другими людьми. Если нет, мы не станем говорить. Будем только тайно молиться, поскольку своим многословием мы становимся назойливыми и вынуждаем других противиться, а иногда и возмущаться. Поэтому лучше через тайную молитву обращаться к сердцу других людей, чем к их ушам.

Послушай, что я тебе скажу: молись, а потом говори. Так поступай со своими детьми. Если ты все время будешь давать им советы, то они будут им в тягость, и, когда они вырастут, то будут ощущать давление. Так что предпочитай молитву. Говори с ними через молитву. Говори все Богу, а Бог будет говорить с ними. Не надо давать детям советы голосом, который слышат их уши. Ты можешь делать и это, но прежде всего нужно говорить о своих детях Богу. Говори: "Господи Иисусе Христе, просвети моих деток. Я Тебе их вверяю. Ты мне дал их, но я слаба и не могу их направить, поэтому прошу Тебя: просвети их". И Господь будет говорить с ними, и они скажут: "Ох, не следовало огорчать маму тем, что я сделал!" И это будет их внутреннее чувство, по благодати Божией.

Вот что является идеалом: чтобы мать разговаривала с Богом, а Бог с ребенком. А иначе ты говоришь, говоришь, говоришь... Все это в одно ухо влетает, из другого вылетает, и в конце концов начинает восприниматься как давление.

И когда ребенок вырастает, наступает реакция - он начинает так или иначе внутренне мстить отцу и матери за то, что они давили на него. А в идеале должна говорить любовь во Христе и действовать святость отца и матери. Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими".

Когда дети травмированы и страдают по какому-то серьезному поводу, не беспокойтесь из-за их сопротивления и грубости. В действительности они не хотят вести себя так, но не могут иначе в трудные моменты. Потом они раскаиваются.

Но если вы раздражаетесь и впадаете в гнев, то становитесь на сторону лукавого, и он всеми вами играет.

www.diveevo.ru

Православный Календарь с 17 Марта 2013 г. по 23 Марта 2013 г.

На 1 седмице Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверток на Великом повечерии, которое совершается за вечерним богослужением, читается канон преподобного Андрея Критского. Начало богослужения в дни чтения Великого канона - 17:00.

Согласно богослужебного Устава полные Божественные литургии в будничные дни седмицы не совершаются.

В среду и пятницу совершаются литургии Преждеосвященных Даров.

В пятницу по окончании Преждеосвященной литургии совершается освящение колива.

В субботу совершается полная Божественная литургия

Воскресенье, 17 Марта 2013 года. Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная).

Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238).  Мчч. Павла и Иулиании. Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской. Свт. Григория, еп. Ассы близ Ефеса. 

Литургия св. Василия Великого, начало в 7-00 и 9-00

Понедельник, 18 Марта 2013 года. 1-я седмица Великого поста, чистый понедельник.

Чистый понедельник. Начало Великого поста.  Мч. Конона Исаврийского (I).Перенесение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (огородника) (III). Мц. Ироиды и с ней: Архелая и 152 мчч. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка постника Египетского (V). Иконы Божией Матери, именуемой "Воспитание". 

Вторник, 19 Марта 2013 года.

Великий пост. Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской (XVIII) и "Благодатное небо" (XIV). 

Среда, 20 Марта 2013 года.

Великий пост. Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Плусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского, в миру Викторина. Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848). 

Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00

nb66552

Четверг, 21 Марта 2013 года.

Великий пост. Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842-845). Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких. Ап. от 70-ти Ерма (I).Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (316-363). Прп. Дометия (363). Иконы Божией Матери "Знамение" Курской (1898). 

kurskaya

Пятница, 22 Марта 2013 года.

Великий пост. 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худоиона, Мелитонаи Аглаия (ок. 320). Мч. Урпасиана (ок. 295).Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть" (1666).

Литургия Преждеосвященных даров, начало в 8-00

nb66546

Суббота, 23 Марта 2013 года.

Великий пост. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Мч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (250-258).Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Прп. Анастасии патрикии (567-568). Новомч. Михаила Солунского (1544).

Литургия св. Иоанна Златоуста, начало в 8-00. Начало Вечернего Богослужения во все дни недели - 16-00

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00