• slide10
  • slide8
  • slide6
  • slide1
  • slide9

4-я седмица Великого поста (07.04.2013)

Неделя крестопоклонная

nb66875

Благовещение Пресвятой Богородицы

nb66876

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную

nb66877

Всех вас сердечно поздравляю с Крестопоклонным воскресеньем - особым днем Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить, что означают страдания, которые Сын Божий претерпел от рук человеческих. И чем глубже мы вдумываемся в этот символ христианского спасения - Животворящий Крест, чем глубже пытаемся проникнуть в тайну страданий Бога на Земле, тем более нам открывается смысл того, что с первого взгляда представляется безумием, чем-то нелогичным, случайным, ненужным, но при этом непременно преследует каждого человека, - это наши собственные страдания, наш собственный крест.

Замечательно сказал о кресте святитель Феофан Затворник: "Крест сросся с нашим земным бытием в тот момент, когда заключились для людей двери земного рая". Действительно, когда человек отлучил себя от общения с Богом, символом чему было изгнание человека из рая, он столкнулся лицом к лицу с той реальностью, с той жизнью, которая несла в себе страдания. От страдания не может избавить ничто - ни продвинутая наука, включая медицину, ни усилия, направленные на обеспечение социальной справедливости, ни другие достижения человеческого разума. Когда силой научного знания мы исключаем одну беду, приходит другая. Мы научились лечить многие болезни, но создали цивилизацию стресса, которая обрушивает на нас множество опасных вызовов, и душа тоскует и болит подчас сильнее, чем от физической болезни.

Мы знаем, что болезни, страх смерти, измена, предательство, клевета, ложь, человеческая злоба ранят наше сердце, и даже очень закаленные люди не способны оградить себя такой броней, которая спасла бы их от зловредного влияния окружающего мира. Даже те, кто живет напряженной религиозной жизнью, кто уходит из мира в полный затвор, испытывают скорбь и страдания, а иначе и быть не может, потому что страдание явилось результатом греха, оно вошло в плоть и кровь человеческого бытия.

И нередко возникает вопрос, на который люди отвечают по-разному: а почему именно мне выпал этот крест? Почему я заболел, будучи молодым, сильным, энергичным, и это помешало мне сделать карьеру, создать семью, сделаться богатым и благополучным? Почему меня, достигшего высот в своей профессиональной деятельности, ставшего человеком значительным, уважаемым, богатым, вдруг постигают какие-то несчастья и все приходится начинать сначала? Почему человеку, живущему доброй христианской жизнью, вдруг приходится сталкиваться с ложью, клеветой? За что всё это мне? Ведь то, что говорят люди, я не делал:

На эти бесконечные вопросы, которые возникают у каждого человека, даже верующего, есть только один ответ, который мы должны хорошо знать: крест не является наказанием. Если бы было так, то люди святые, добрые, честные не подвергались бы крестным страданиям. Но поскольку страдают все - и добрые, и злые, и праведники, и грешники, - то смысл страданий следует понимать иначе, он в чем-то другом.

И вот Крест, который лежит сегодня посреди храма, помогает нам ответить на вопрос: а что же означает страдание? Каков его смысл? Ведь Господь не имел никакого греха, но человеческая злоба, клевета, зависть обрушивались на Него в такой мере и с такой силой, что довели Его до Креста. Он был умерщвлен, будучи не только невиновным, но и безгрешным. Жертва, которую Он принес, имела очистительную силу для всего рода человеческого. Сам Христос ни в каком очищении не нуждался, ибо не был грешным; но Его Кровь, пролитая на Кресте, омывает весь род человеческий. В этой жертве - потенциал обновления, спасения, очищения; в ней залог Царствия Божиего для каждого человека.

Какой же тогда смысл в наших собственных крестах? Взирая на Крест Христов, проникаясь в смысл Голгофской Жертвы, мы можем понять смысл наших страданий: они даются нам для нашего очищения. Нет безгрешных людей: несть человек, иже жив будет и не согрешит. А что же нужно для того, чтобы были прощены грехи? Достаточно ли слова "прости", сказанного нашему близкому, родному человеку, нашему коллеге, нашему собрату? Этого недостаточно. Как преступление светского закона искупляется страданием, связанным с ограничением свободы, так и преступление Божиего закона, по Божественной справедливости, не может исключать страдания того, кто этот закон нарушил. И это не наказание, но Бог посылает нам этот крест для того, чтобы мы, правильно неся наш крест - без ропота, без осуждения, без внутренней злобы, без ожесточения, - могли искупить наши собственные грехи. Тот же святитель Феофан Затворник замечательно говорит: "Лучше потерпеть в этой жизни, чем пострадать в жизни будущего века". Проходя достойно испытания, которые встречаются на нашем пути, неся крест по-христиански, как учит Сам Господь примером Своим, мы очищаем наши души.

Несение креста сродни покаянию, но даже больше него. В покаянии могут присутствовать элементы неискренности, человеческой слабости: в чем-то не до конца раскаиваемся, перед одним духовником каемся так, перед другим - иначе, и везде присутствуют наша слабость, наша ограниченность, а иногда и наше лукавство. А вот неся крест, подлинно искупаем пред Богом свою вину. И мы должны помнить об этом и принимать крест с радостью - этим мы отличаемся от людей, которые в Бога не верят и которых страдание разрушает, не оставляя часто никаких шансов к тому, чтобы продолжалась та жизнь, которой человек привык жить.

Христианское понимание страдания вооружает человека колоссальной духовной силой, делая его непобедимым, несгибаемым. Именно так воспринимали страдания святые мученики. Никто не сбрасывал с себя мученический венец, никто не бежал к прокураторам, вымаливая пощаду, - христиане встречали со спокойным, незлобивым, мирным взором приближающиеся страдания и саму смерть, ужасая своей силой палачей.

Ничего не изменилось с тех самых пор, когда крест христианина связывался с гонениями. И сегодня мы проходим через тяжкие испытания в личной, семейной, общественной жизни, когда подчас не хватает сил; и мы ропщем на Господа, а иногда и хулим имя Божие, вознося к небу вопрос, в котором нет смысла: "почему, Господи, Ты мне это послал?", не ведая Божественных путей. Или, еще того хуже: "Если Ты мне это послал, значит Тебя точно нет. Ведь я-то этого не заслуживаю, я же лучше, - так почему именно мне, а не соседу?"

На эти богохульные вопросы нет ответа. Бог каждому дает крест по силам, дабы избавить нас от страданий в жизни вечной. Но несение креста имеет не только эсхатологическое значение, но и значение для нашей внутренней, духовной жизни, а также для нашего общения с другими людьми, потому что человек, сознающий смысл страданий и принимающий их как крест во спасение, обретает возможность и силу изменять к лучшему свою жизнь и жизнь окружающего его мира. Таково послание сегодня всем нам от Креста Господня, которому мы коленопреклоненно поклоняемся в середине Великого поста. Аминь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

www.patriarchia.ru

КРЕСТОПОКЛОННАЯ

nb66878

В храмах наших Великим постом ставят Распятия. Часто возле распятого Господа изображены Его Мать и любимый ученик. Но никогда мы не изображаем на таких распятиях, а следовательно, и не видим еще двух участников Голгофского кошмара. Это - разбойники.

На страницах Библии они предстают пред нашим взором в последние часы своей земной жизни. Истории их мы не знаем. Знаем только, что их дороги разошлись, а значит, при общности внешнего поведения сердца их (на глубине) жили разными мыслями и чувствами.

Конец человеческой жизни неизбежно связан со всей прожитой жизнью, и именно поэтому одни люди в последний момент способны на измену и предательство, а другие - на смерть за Истину. Тот разбойник, которого мы называем "благоразумным" чрезвычайно важен. Мы не можем ни разу причаститься, чтобы не помянуть его и Иуду. "Ни лобзание Тебе дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". В этом спасшемся для вечности человеке было признание своих грехов и признание тяжелого наказания законным. И отсюда, от признания вины и смирения со смертной участью, родилась в нем (была дарована ему) великая вера в Небесного Царя, Который в это самое время совсем на царя не был похож.

Люди видели Христа воскрешающим мертвых; видели Его умножающим пищу, очищающим прокаженных. Исцеление всяких болезней иногда происходило вдали от любопытных глаз, а иногда при собрании народа. Люди видели, что Иисус из Назарета сильнее любой болезни, сильнее любого демона, и даже смерть не может ослушаться голоса Его. Вряд ли благоразумный разбойник видел все это. Ему дано было познать в Иисусе Мессию в тот момент, когда даже ученики Иисуса оставили. Сын Божий был унижен, изувечен битьем и распят, как злодей. Но в это-то самое время распятый рядом с Господом разбойник узнал в Нем Мессию. По этой причине его вера, быть может, больше всех.

Он не случайно вошел в число насельников Рая, но действительно спасся верою в таких условиях, в которых убегали и сдавались самые крепкие. Узнав Господа, разбойник попросил всего лишь вспомнить о нем в Царствии Божием. Не спасти, не даровать блаженство, но только вспомнить, "помянуть". В ответ он услышал, что будет в этот же день с Господом в Раю. Говорят, у мирских начальников надо просить много, потому что получишь лишь малую часть из просимого. А у Господа можно просить мало, потому что получишь всегда больше. Так разбойник попросил вспомнить его и не более, но в ответ получил обещание Царства, в которое вскоре вошла душа его.

Но чтобы мы не обольщали себя мыслью о том, что всякое страдание открывает двери Царства, второй разбойник говорит нам: "Не все распятые оказываются в Раю. Я тоже был распят. Я тоже был рядом с Иисусом. Но я не в Раю, потому что для спасения мало одних страданий. Нужна вера, услаждающая душу посреди самой боли. И этой веры у меня не было, равно, как не было и покаяния"

Пик страданий Господних был между шестым и девятым часом, то есть между полуднем и тремя часами дня. Именно "о девятом часе возопи Иисус гласом велиим: "Или, Или, Лима савахвани". В этом крике собрались все крики и вопли сыновей и дочерей Адамовых. Вся глубина покинутости и богооставленности была взята на Себя Иисусом Христом. В ответ на Его крик под Крестом люди посвистывали и прищелкивали языками, но Вселенная готова была треснуть напополам, подобно разорвавшейся завесе Храма.

В это страшное время солнце начало меркнуть и камни трескаться. Природа бунтовала против насилия людей над воплотившимся Творцом. Воспоминание об этом вошло в службу постового девятого часа. Там, от лица разбойника, видящего совершающееся страшное таинство природного бунта, в кондаке говорится, что видел он Начальника жизни, на кресте висящего, и говорил: если бы не был Он Богом воплотившимся, то солнце бы не скрыло лучей, и земля бы не тряслась. Но, терпящий все, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Потом, в другом кондаке, говорится о Кресте, как о "мериле праведном". Одному из разбойников крестное страдание не принесло облегчения, но низвело его в ад "тяготою хуления". То есть он от страдания крестного перешел к страданию адскому. Господи помилуй! Другому же разбойнику крестная мука стала познанием богословия и облегчением прегрешений.

Это очень важные молитвенные тексты. Они говорят нам о том, что страдание само по себе не искупительно, если страдает грешник. Страдание грешника есть неумолимость и следствие отчужденности от жизни Божией. Только страдание "Единого Безгрешного" искупает человека, терпящего свою собственную боль и молящегося: "помяни меня, Господи, во Царствии Твоем".

Мы же часто готовы самочинно выписать себе пропуск в вечное блаженство только на том основании, что, якобы, страдали много. Хотя, что значит в этом вопросе "много" или "мало"? И кто, кроме Бога, может сравнительно взвесить страдания человеческие?

Повторяя одними лишь устами перед Причастием и на третьем антифоне слова разбойника "помяни мя, Господи, во Царствии Твоем", мы можем в то же время быть весьма далеки от того, чтобы реально сочислить себя злодеям и явным преступникам воли Божией. "Да, конечно я сделал то-то и то-то. Но согласитесь, что все-таки:", - говорим мы наедине или в реальных диалогах. И это внутреннее нежелание признать в себе подлинного разбойника (то есть преступника Божественных законов) делает бесплодными и лицемерными наши взывания "Помяни мя". Христос реально вошел в общение с грешниками и когда крестился среди них на Иордане, и когда распятием исполнил написанное: "И со беззаконными вменися" Вот и нам бы отказаться от внутреннего фарисейства, дескать, "я еще ничего, а другие вон чего:" Разбойник он и есть разбойник. Для того, чтобы помянул меня Господь во Царствии Своем и, паче чаяния, это самое Царствие даровал, нужно и мне без самооправданий признать в себе подлинного злодея. Тогда и Крест, посреди храма стоящий, будет врачевством души моей, и крест, который я на плечах через всю жизнь нести должен, будет не просто законным наказанием, но познанием богословия и облегчением прегрешений.

Протоиерей Андрей Ткачев

www.andreytkachev.com

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник

Благовещения Пресвятой Богородицы

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

nb66879

Благовещение по-гречески - Εαγγελισμός, а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один - Благая весть. Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о Рождении Сына Божиего и Сына Человеческого.

Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии. И часто наше внимание как-то проходит мимо этой Благой вести, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. Что же это за Благая весть, равная по силе той, что свидетельствовала о рождении Сына Божиего и Сына Человеческого? "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Потому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца" (см. Лк. 1:31-35). Вот эти поражающие сознание слова "Царству Его не будет конца" и являются второй частью - не по значению, а чисто синтаксически - единого послания Бога роду человеческому, которое мы сегодня так торжественно вспоминаем.

Пресвятая Дева узнала, что Сын Ее будет иметь Царство, у которого нет конца. Это послание, конечно, выпадало из Ее личного опыта - оно выпадает из опыта любого человека, потому что люди не мыслят себе истории, включая свою собственную историю, свою собственную жизнь, без конца. Конец - это то, что непременно должно наступить. Для нас конец - это смерть. Конец для всей вселенной - это грозное, предвозвещенное Богом завершение человеческой истории, открытое нам в Апокалипсисе.

А что же означает "Царство, которому не будет конца"? Когда начинается это Царство? Где это Царство? Совершенно очевидно, что Царство это наступило тогда, когда родился Сын Божий. Он жил в простых человеческих условиях, в доме плотника. До 30 лет о Нем мало кто знал, и Евангелия сохранили так мало эпизодов из Его детской жизни. А затем три года, которые словно взорвали всю такую затхлую и тяжелую духовную атмосферу античного мира. Три года, которые произвели духовную и нравственную революцию в истории человечества.

Может быть, эти три года и есть то самое Царство? Но ведь им наступил конец - Спаситель вознесся, и нет Его здесь, на земле. Нет, то Царство - это иное царство, оно не связано напрямую с физическим бытием этого мира. Источником того Царства не является то, что служит источником любого явления в этом мире, будь то явление физическое, политическое, общественное. Здесь чаще всего источником является человек, человеческое общество, человеческие законы, человеческая сила - ведь именно так устрояются человеческие царства, которым всегда приходит конец. Но Царство, о котором архангел Гавриил сказал Пресвятой Богородице, иное. Его источником является Бог, потому что только вечный Бог может создать нечто, что не имеет конца. А как же опознается это Царство? Где оно? Может быть, оно в будущем, может быть, его еще нет? Оно наступило с пришествием в мир Спасителя. Это есть некий параллельный духовный мир, параллельная реальность. Ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева - Царство объемлет течение человеческой истории, и сама история развивается в духовном лоне этого Царства. 

А можно ли как-нибудь его увидеть, прикоснуться к нему? Сегодняшнее повествование о воскрешении Лазаря - это и есть соприкосновение с тем Царством, которому не будет конца. Господь Иисус Христос Божественной силой воскрешает мертвеца, наводя ужас на всех присутствующих, потому что тот уже три-четыре дня пробыл в гробовой пещере - и вышел по зову Спасителя, обвитый саваном, погребальными пеленами (см. Ин. 11:1-45). От них, наверное, плохо пахло, они уже слиплись. Это было страшное зрелище, и Господь говорит: "развяжите его". Наверное, Он торопил людей - нужно было положить конец этой картине разложения и гибели человека и явить иную картину, иной образ - образ Божественного царства.

nb66880

И в личности воскресшего Лазаря Царство врывается в человеческий мир, его созерцают сотни людей - ведь именно поэтому такое огромное количество людей, потрясенных воскресением Лазаря, встречали Спасителя, когда Он восходил в Иерусалим. Но, может быть, это единственный, уникальный случай соприкосновения людей, живущих в этом мире, с тем Царством, которому не будет конца? Совсем нет. И сегодня каждый из нас имеет возможность прикоснуться к этому невечернему Царству Божественной славы. Мы чувствуем присутствие этого параллельного мира, когда открываем ум свой, душу свою навстречу Богу в молитве; когда причащаемся Святых Христовых Таин и чувствуем, как благодать Божия преобразует нашу природу, дает нам силы, разум, мир, радость. Мы соприкасаемся с этим Царством всякий раз, когда встречаемся со светлыми, святыми людьми, живущими по закону Божиему. Глядя в их светлые глаза, мы видим отблеск этого Царства. Мы соприкасаемся с этим Царством, когда соприкасаемся с красотой Божиего мира, потому что грех извратил нравственную природу человеческого бытия, но не мог извратить красоту мироздания, красоту космоса, красоту Земли. Мы соприкасаемся с этим Божественным царством тогда, когда поражаемся силой, чистотой человеческого творчества; когда говорим о том или ином произведении искусства, будь то словесное или изобразительное, что художник "имел в себе искру Божию". Мы говорим, что без этой искры не было бы этого произведения, не было бы этого прозрения, не было бы этого явления гармонии; и говорим правду, потому что искра Божия, воспламеняющая талант человека, - это тоже сигнал из параллельного мира, из Божиего Царства.

Мы питаемся энергией того Царства, и неизвестно, что было бы с миром, с космосом, с родом человеческим, если бы тот мир и этот не имели великой связи, которую мы именуем током Божественной благодати. Энергия того Царства переходит в энергию земной жизни. Именно та самая энергия и воскресила Лазаря. Именно та самая энергия и воспламеняет таланты человеческие. Именно та самая энергия дает людям мужество отстаивать то, что для них дорого, в первую очередь веру, не боясь никаких гонений и никаких глумлений. И мы знаем, что вся история Церкви отмечена множеством примеров мученичества и исповедничества.

Но разве без той, внеземной Божественной силы мог бы слабый человек воскреснуть, или пойти поперек общего течения, или идти на смерть ради веры своей, не боясь никаких самых страшных мучений? То самое великое Благовещение, дарованное Деве Марии, помогает нам понять, что произошло с миром и с человеком в результате того, что Она, Пречистая Дева, родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, мир стал другим. Не тот самый эмпирический мир, в котором мы живем, - полный злобы, клеветы, лжи, насилия. Он так и будет бороться сам с собою, стараясь вовлечь в эту борьбу тех, кто стремится прикоснуться к миру иному, и мы знаем, чем закончится бытие этого мира. Но для того чтобы он не поглотил нас, мы никогда не должны забывать о том, что совсем рядом, не где-то на каком-то физическом расстоянии, а пронизывая и проникая в каждого из нас, существует иной, Божественный мир, о котором получили мы откровение через Благовещение Пресвятой Девы Марии. И пусть это Благовещение, которое тогда так наполнило радостью, уверенностью чистую и святую Деву, и сегодня даст силу и уверенность всем нам, живущим великой надеждой на то, что "Царству Его не будет конца", и что каждый из нас через веру, молитву, открытость навстречу слову Божиему через Таинства Церкви, соприкасается с этим вечным миром Божественной славы. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

www.patriarchia.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Благовещения Божией Матери - один из самых светлых, радостных и красивых праздников. Русский православный народ так любил Пречистую Деву Марию, Царицу Небесную, что называл Русскую землю домом Божией Матери, а этот праздник по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о празднике Благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день "птица гнезда не вьет, девица косы не плетет", и вся природа радуется и торжествует - как на Пасху солнце играет при восходе, так оно играет и на Благовещение.

"Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу" (задостойник праздника Благовещения), ибо из Вечного Царства любви и мира, правды и святости, от Престола Благодати был послан на землю, в город Назарет, в дом Иосифа Обручника к Пречистой Деве Марии Архангел Гавриил с радостной вестью о Воплощении от Нее Бога Слова.

В немногих словах описывает нам Евангелие это событие, но Священное Предание сохранило для нас некоторые драгоценные подробности того дня.

В Назарете есть водный источник, который называется "Источник Божией Матери". В тот великий день юная Дева пошла к этому источнику за водой. И там, у этого источника, Она слышит голос: "Ты родишь Сына Моего". Только одна Она слышала этот голос - это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, что их произнес Сам Бог Отец.

В трепете Она устремилась домой. И, чтобы успокоить взволновавшуюся душу, Она взялась за чтение Священного Писания, что было Ее любимым и обычным занятием. Промыслительно Она раскрыла книгу пророка Исаии, где говорится о рождении Спасителя мира от Девы: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис.7: 14).

По Своему глубокому смирению, даже несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, святая Дева это пророчество не отнесла к Себе, но подумала: "Как была бы Я рада, если бы только смогла быть последней служанкой у этой Благословенной Девы:"

И в этот момент предстал пред Ней Архангел Гавриил, и слышит Она необыкновенное приветствие:

"Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие" (Лк.1: 28-29).

Не явление Архангела Ее смутило. Она привыкла общаться с ним, когда жила при храме раньше. Архангел Гавриил часто являлся Ей, приносил пищу и беседовал с Ней. Ее смутили его слова, потому что никогда никто не слышал такого приветствия.

"Подлинно, - далее объясняет происходящее святитель Филарет Московский, - Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного Благовещения, но и взыскал услышать от Нее слово соответствия. Когда он произнес только слово приветствия: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк.1: 28), Благовещение о Спасителе мира почти уже совершилось, потому что сим ознаменована и указана Матерь Господня.

Но как Дева смутилась и, размышляя, молчала, то Архангел продолжил и усилил слово Благовещения: "Родишь Сына.., Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, :и Царству Его не будет конца" (Лк.1: 31-33).

Теперь Благовещение со стороны Архангела решительно совершилось. Но еще он не почитает дела своего посольства конченным, потому что не то, которого ждет, слышит слово: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лк.1: 34).

Наконец, он разрешает вопрос: "Дух Святый найдет на Тебя" (Лк.1: 35), - и получает взыскуемый ответ: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1: 38).

И вот искомое сокровище открыто. Радостным Благовещением от Неба приобретено благовещение от земли Небу, взаимно вожделенное. Небесное посольство совершенно достигло своей цели.

"И отошел от Нее Ангел" (Лк.1: 38)".

Удивительное дело! Господь, желая нашего спасения, не попирает нашей свободы. Державная воля Божия совершается только тогда, когда на это есть воля человека. Спаситель приходит на землю только после того, как человек смиренно соглашается с этим. Только после того, как Дева Мария ответила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк.1: 38), Бог пришел в этот мир, и совершилась чреда великих и важных событий в истории человечества: Воплощение Сына Божия, Его добровольные страдания, смерть на Кресте и славное Воскресение, Вознесение и прочие великие дела, совершенные Им "нас ради и нашего ради спасения".

А чтобы совершенное Богом дело спасения падшего человечества стало и нашим личным спасением, от каждого из нас, как существ разумных и свободных, требуется, чтобы мы в смирении добровольно покорили свою волю всеблагой воле Божией и позволили Богу свободно действовать в нашей жизни, отчего жизнь наша станет светлой, радостной, божественной.

Как же нам узнать волю Божию о нас? Где тот Ангел Благовестник, который возвестит нам волю Божию?

Он есть. Это наша совесть, которую надо внимательно слушать, не заглушая ее голоса шумом житейской суеты, ураганом бушующих страстей. Через совесть нам открывается воля Божия, подчиняя которой свою человеческую волю, мы смело сможем идти по пути спасения, по жизненному пути, не теряясь, не ослабевая, не унывая.

Волю Божию мы легко можем познать, находясь в храме за богослужением, слушая, что здесь поется и читается; дома - из чтения Священного Писания, из творений святых отцов и из житий подвижников благочестия.

Но знать волю Божию - этого мало. Надо, превозмогая себя, свою самость, научиться смиренно говорить всегда и везде, что бы и как бы не происходило в нашей жизни: "Да будет мне по слову Твоему" (см.: Лк.1: 38).

"Да будет воля Твоя" (Мф.6: 10) во всех нас всегда! Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко), 2011г.

nb66881

В родительскую субботу Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда неделю назад мы совершали заупокойную молитву о том, чтобы Господь утешил, простил и даровал Царство Небесное тем, за кого мы совершаем свои усердные молитвы, тогда мы имели возможность размышлять над необходимостью совершения этой молитвы. Мы говорили о том, как глубоко ошибаются те, кто отвергает необходимость молитвы за всех отшедших в иной мир людей. В этот родительский день мне хотелось бы побеседовать на тему, которая также волнует многих из нас.

Все мы хорошо знаем о том, что Бог есть Любовь. На основании этого многие, даже православные христиане, рассуждают примерно следующим образом: "Как соизмерить любовь и благость Божии с теми вечными муками, с вечным страданием, которые уготованные для тех, кто не окажется в раю, а попадет в ад?" Некоторые думают, что, возможно, не вечно будут мучиться грешники. Да, какое-то время человек будет страдать, потому что жил в этой жизни неправедно и неблагочестиво, но затем Господь всё-таки, проявляя милосердие и снисхождение даже и к этим грешникам, простит их и дарует им вечную нескончаемую блаженную жизнь.

Подобным образом размышлял в III веке нашей эры один из величайших мыслителей Ориген Александрийский. Своим человеческим разумом он никак не мог понять, почему всеблагой Бог должен осуждать Свое создание. Неужели венец творения Божиего будет осужден на вечные страдания? Церковь осудила учение Оригена на V Вселенском соборе, ибо отцы собора в 9-м анафематствовании Оригена постановили: кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что оно будет иметь конец - да будет тому анафема.

В том воззрении, которое высказывал Ориген, а вслед ему и многие другие, на первый взгляд есть некое рациональное зерно. Никто не сомневается в благости Божией. Мы также знаем, что Бог по Своей благости творит этот мир. И завершение этого мира должно произойти в благости Божией. Но благость Божия есть не циничное уравнивание добра и зла. Благость Божия не отменяет нашей личной ответственности за жизненный выбор. Благость Божия не перемалывает личное свободное самоопределение Его создания, то есть человека. Вечное спасение есть некая точка, где пересекаются два разнонаправленных вектора - Божие милосердие к человеку, и человеческое усердие и стремление к Богу. Одних человеческих усилий недостаточно для того, чтобы человек достиг своего спасения. Никто из людей сам лично, своими усилиями не смог достичь спасения. В то же время мы должны отчетливо понимать, что милосердие Божие само по себе не спасает человека, если сам человек не будет стремиться к своему спасению. Поэтому спасение каждого человека есть всеблагая и всесовершенная воля Божия, направленная на то чтобы все имели Жизнь Вечную. И вместе с тем это есть личный отклик каждого человека на всеблагую и всесовершенную волю Божию.

Одним из проявлений образа Божия в человеке является свобода. Из Ветхого Завета мы знаем, что Господь говорит человеку: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое". (Втор.30:19). От каждого человека зависит, какой сделать выбор - полностью посвятить себя тому, чтобы следовать за Христом или отвернуться от своего Бога. Бог сделал все для нашего спасения: Он пришел на землю и стал человеком, Он взял все грехи мира на Себя, Он был распят на кресте и вкусил смерть, которая через грех пришла в этот мир, через Свое воскресение Он дал возможность и каждому из нас воскреснуть в Жизнь Вечную. Теперь от нас зависит, насколько мы способны воспринять божественный дар и стать достойными детьми нашего Господа.

nb66882

В Священном Писании мы имеем много свидетельств того, что вечные нескончаемые муки это не устрашение Церкви, как думал Ориген. Он полагал, что говорить о вечных муках является воспитательной задачей Церкви. Если об этом не говорить, то человек никогда не задумается над своими возможными будущими страданиями , и ничего не будет делать для того, чтобы их избежать.

"И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную". (Мф.25:46). "Лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает". (Мк.9:45-46). "Не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его". (2 Фес.8:9). Вечность мук это истина явно открытая нам в Священном Писании. В Ветхом Завете у пророка Даниила мы находим свидетельства о вечности и нескончаемости страданий грешников: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление". (Дан.12:2).

Но разве Церковь говорит о вечности мучений для того, чтобы радоваться о будущем вечном воздаянии для грешников? Конечно, нет. Она говорит об этом для того, чтобы каждый человек вовремя увидел истинное положение вещей и, наконец-то, начал ценить отведенное нам Богом время. Правда о вечности мучений очень сурова. Но она лучше заманчивой льстивой лжи дьявола. Святитель Иоанн Златоуст так предостерегает нас: "Дьявол для того и убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть человека в эту геенну. Бог, напротив, угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в эту геенну". Этот же святой отец говорил об аде, что заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить тех лютых страданий, которые терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более не измеримы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдания оканчиваются в несколько минут, там палимый грешник вечно горит, но не сгорает.

А в чем заключается суть вечных мучений, которые ожидают грешных людей? Многие полагают, что вечные мучения будут заключаться в том, что кого-то демоны будут жечь на сковородках, кого-то будут клещами тянутьть за длинные гнусные языки, которыми они клеветали и осуждали, кого-то еще как-то будут мучить. Все это, братья и сестры, является лишь неким образом. Но в чем же будет заключаться это вечное мучение? Почему оно будет страшнее любого физического мучения? Вот здесь мы должны вернуться к постулату, о котором мы уже говорили - Бог есть Любовь. У Апостола Иоанна в его Первом соборном послании есть слова: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". (1 Ин.4:16). Только тот может пребыть в Боге и только в том может находиться Бог, кто пребывает в любви. А в ком нет любви, тот не может быть с Богом и Бог не может быть с ним. Если человек живя на земле, не стяжал в своем сердце и в своей душе эту любовь, к которой Господь нас призывает, то нет нам надежды на то, что мы будем пребывать с Богом. А если Бог есть свет, Бог есть жизнь, Бог есть благость, Бог есть добро, то там, где нет света - там тьма, там, где нет добра - там зло, там, где нет благости - там ненависть. Страшные мучения будут происходить от отсутствия Бога.

Кто-то из нас может сказать: "Я люблю Бога". Но любовь это верность. Давайте спросим самих себя: "Верны ли мы Богу?" Вера у нас может и есть, но верности нет. А если нет верности, значит, нет и любви. Давайте возьмем союз мужа и жены. Как проявляется их любовь друг к другу? Верностью по отношению друг к другу. Если кто-то из супругов изменяет, значит, нет любви. И если они говорят, что они еще любят, то они обманывают и себя и друг друга. Если в нас нет верности Богу, значит нет любви, значит мы лжецы перед Богом. Тогда надежды на то, что мы будем пребывать с Богом, и Бог будет пребывать с нами тщетны. Вот почему Церковь бьет в набат и говорит: "Человек, одумайся. Посмотри, как ты живешь, к чему ты стремишься, чего ты хочешь достигнуть в этой жизни". Ведь мы сегодня собрались в храме не только для того, чтобы помолиться за усопших, но и для того, чтобы задуматься о смысле своей жизни, потому что рано или поздно нам придется оставить эту жизнь. Какими мы войдем в Вечную Жизнь - стяжавшими любовь, а значит стяжавшими Бога, или никогда не понимавшими что есть любовь и отвергавшими ее и получим то, что действительно заслужили?

Во время Второй мировой войны после бомбежки одна семья оказалась под обломками своего дома. Наверное, они все бы погибли, если бы в подвале этого дома не находился продуктовый склад, запасами которого они могли питаться. Когда советские войска вошли в город, кто-то услышал звуки под обломками. Стали разбирать завалы, и оказалось, что в полнейшей темноте под этими руинами в течение нескольких месяцев жили люди. Они насколько адаптировались к темноте, что, ничего не видя, с легкостью по малейшему шороху определяли, кто в какой части подвала находится. Когда была поднята одна из стен, завалившая этот подвал, и солнечный свет осветил находящихся там людей, все тут же ослепли.

Человек, который не привык жить во свете, не сможет жить в жизни Будущего Века. Отцы Церкви говорят, что для грешников ад будет заключаться в том, что они, не познавшие что есть любовь, не привыкшие жить во свете, не смогут находиться рядом со Христом, это будет для них самое невыносимое мучение. Тело человека, привыкшее к солнечным лучам, спокойно принимает эти солнечные лучи, они его не обжигают. А человек, который никогда не открывал свое тело для солнечных лучей, сняв с себя одежду, получит ожоги. Казалось бы, то же самое солнце, а какой разный результат. Если мы, живя здесь на земле, не научим себя жить с Богом - горе каждому из нас.

Кто-то может сказать: "Мы совершаем молитву об упокоении усопших в надежде на то, что Господь простит их согрешения". Да, молитва Церкви, то есть наша с вами молитва, необходима. Однако мы должны знать, что Господь простит лишь тех, кто сам готов принять это божественное прощение. А если человек, живя здесь, отвергал Бога, богохульствовал, кощунствовал, жил совершенно не так как должен был жить, то и в той вечной жизни не захочет, чтобы Господь простил его.

Нас всех ожидает вечная нескончаемая жизнь, но эта Вечность не для всех будет одинакова, для одних она будет блаженством, для других она будет мучением. Дай Бог, чтобы и для нас и для тех, за кого мы сегодня молились, эта Вечная Жизнь была жизнью со Христом, то есть жизнью блаженной. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2010г

Православный Календарь с 7 Апреля 2013 г. по 13 Апреля 2013 г.

Воскресенье, 7 Апреля 2013 года. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

Великий пост.  Благовещение Пресвятой БогородицыПреставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948).Иконы Благовещения Божией Матери (XVI). 

nb66883

Понедельник, 8 Апреля 2013 года. 4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.

Великий пост. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Свщмч. Евсевия, еп. Кивала и мч. Пуллия

Вторник, 9 Апреля 2013 года.

Великий пост. Мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304).Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Прп. Кирика Фракийского.Прор. Анания. Прп. Павла, еп. Коринфского. 

Среда, 10 Апреля 2013 года.

Великий пост. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330).Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830). Св. Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского. 

Четверг, 11 Апреля 2013 года.

Великий пост. Прпмч. Марка, еп. Арефуссийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Новосвщмч. Павла Войнарского и иже с ним Павла и Алексия (1919). 

Пятница, 12 Апреля 2013 года.

Великий пост. Прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского (649). Свт. Софрония, архиеп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р.Х.). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Свт. Иоанна, патр. Иерусалимского. Свщмч. Захарии, еп. Коринфского. 

Суббота, 13 Апреля 2013 года.

Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопшихСщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Киевского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Прав. Иосифа прекрасного.Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446). Иконы Божией Матери "Иверской.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00